В Чехии «назревает тихая революция…, которая может помочь международным силам (НАТО — авт.) преодолеть мощный потенциал России в области радиоэлектронной борьбы». Об этой новости, претендующей на военную сенсацию, сообщил эксперт Грант Тернбулл на страницах известного аналитического издания c4isrnet.com. И это чудо сотворила фирма Era.
Автор также напоминает, что компания Era, расположенная в провинциальном городке Пардубице (в 104 км от Праги), когда-то была частью чехословацкого электротехнического концерна Tesla (не имеющего ничего общего с нынешней компанией Илона Маска). Вообще-то данное название не относится к ученому Николе Тесла, а является результатом сокращения слов «телекоммуникация» и «слаботочная техника» — «те» + «сла».
Как известно, в социалистическом прошлом инженерные школы чешских и советских радиотехнических, в том числе, военных предприятий работали сообща: велись совместные исследования, шел активный обмен научной информацией.
Еще в 60-х года прошлого века концерн Tesla разработал и начал производить военные РЛС PRP-2 Ramona, которые позже были модернизированы в системы KRTP-81М Ramona-М (2-е поколение). Эти станции предназначались для армий Варшавского договора и решали задачи пассивной радиоразведки, в том числе на границе с НАТО. Всего было изготовлено 17 Ramona и 14 Ramona-М, из которых в нашу страну было поставлено 14 и 10 станции соответственно. Позже платформа Ramona-М получала дальнейшее развитие и стала более эффективной станцией KRTP-86 Tamara (3-е поколение).
В 80-х года инженеры Tesla в кооперации с нашими специалистами спроектировали и поставили на конвейерную сборку передатчики системы «свой-чужой», навигационные системы TACAN, системы обмена тактической информацией JTIDS, а также постановщики активных помех, работающие в диапазоне частот 0,82…18 ГГц.
Учитывая, что сегодняшние разработки российской оборонки в области РЭБ имеют советские корни или, скорее всего, являются усовершенственными копиями того, что «Сделано в СССР» совместно с предприятиями из стран Варшавского договора, включая социалистическую Чехословакию, то можно смело предположить, что инженеры фирмы Era просто воспользовались наработками из прошлого. То есть секретными технологиями, доставшимися в наследство от концерна Tesla.
Речь идет, повторимся, о пассивных РЛС, которые не излучают радиосигналы, но при этом «видят» объекты, например самолеты или корабли. При таком подходе станцию вообще нельзя засечь, тогда, как активные радары в условиях реальной войны могут быть уничтожены за 20−30 минут. По словам Ондржея Хлоста, коммерческого директора Era, «страны (входящие в альянс) вокруг России уже оснащены в основном нашими технологиями».
По большому счету, идея пассивных радиолокаторов не нова. Она подробно описана в учебниках советских радиотехнических вузов и основывается на математических методах обработки радиосигналов. Дело в том, что любые современные самолеты имеют бортовые РЛС, а также обмениваются с «землей» или между собой. Значит, являются источниками активного излучения. Ну а далее обработка на компьютерах всех шумов эфира позволяет составить более-менее понятную картинку того, что происходит в небе.
В частности, как хвалятся чехи, их радар Věra-NG 5-го поколения способен обнаружить даже самолеты F-22 и F-35. Справедливости ради, сами же инженеры Era утверждают, что они не в силах определить координаты «невидимок», но способны указать квадрат, где летят стелс-истребители.
Здесь самое время вспомнить, что в 2006 года компанию Era купила американская фирма Rannoch Corporation, специализирующая на разработке, в том числе и военных радаров, но изучив имеющие у чехов наработки, категорически отказалась от инвестиций в разработку пассивных РЛС.
Более того, в 2011 году в Белой книге оборонного ведомства США был поставлен жирный крест на технологиях Era, поскольку применяемые методы «идентификации воздушных объектов» сродни гаданию на кофейной гуще. Мол, что толку от такой системы, если вражеский истребитель виден плюс-минус километр. А Пентагону, напротив, нужны цели с ошибкой наведения не более метра.
Именно поэтому корпорация Rannoch Corporation за копейки продала Era первому же покупателю, которым стала пражская фирма Omnipol, подрядчик чешской армии. Та в свою очередь подкинула пару небольших контрактов. Без них фирме из Пардубице пришел бы конец.
И тут-то грянул 2014 год, в котором НАТО на «своей шкуре» почувствовал мощь русской РЭБ. Сразу же волшебным образом появился РЛС Věra-NG 5-го поколения, как реакция на новые реалии. Уточним, что так называемое «пятое поколение» пассивных радаров имеет отношение только к конкретному производителю, а не к общепризнанным показателям. Правильнее было бы говорить о 5-й модификации PRP-2 Ramona, которая была разработана еще в 60-х годах прошлого года.
Итак, во время Русской весны в Крыму продемонстрировал свои возможности комплекс РЭБ «Мурманск-БН». Альянс испытал ужас: на расстоянии до 5 тысяч км перестали работать все РЛС. Длилось это всего несколько секунд и на одном направлении (ведь опасности подвергались и гражданские лайнеры). Но этого оказалось достаточно, чтобы горячие головы американских генералов остыли. Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал ВВС США Филипп Бридлав (на тот момент — авт.) с удивлением воскликнул: «Бум! И они в Крыму».
Затем в Сирии боевой опыт русских РЭБ опять ошеломил специалистов НАТО. Когда работала «Красуха-4», самолеты ВКС РФ спокойно летали в воздушном пространстве, которое коалиция считала своим. А на экранах американских радиолокационных станций вместо воздушных или морских объектов высвечивалась «черная дыра», хотя, надо полагать, наши летчики как-то общались между собой.
Однако теперь могуществу российской РЭБ может прийти конец, примерно так охарактеризовал возможности Věra-NG директор по продажам Era Ондржей Хлост. Дескать, чувствительные сенсоры новой РЛС вкупе с мощным математическим аппаратом позволяют «нарисовать» на слепых экранах летящие объекты даже при работе «Краснухи-4» и «Мурманск-БН».
Между тем, на сайте самой компании Era в разделе РЭБ найти каких-то бравурных подробностей не удалось, зато там сказано, что для эффективной работы пассивных РЛС необходимо долгосрочное изучение излучателей на значительных площадях. То есть только тогда, когда будет накоплен большой объем информации, можно будет построить математическую модель. И лишь затем появится возможность точнее и быстрее идентифицировать «врага в случае потенциальной атаки». Но, если, к примеру, «Красуха-4» переедет в другое место, исследования придется начинать сначала.
В данной ситуации спрос на РЛС Věra-NG со стороны заказчиков Североатлантического альянса можно объяснить пословицей «на безрыбье и рак рыба». Если в нулевых годах американцы воротили нос от чешских пассивных радаров, то сейчас, когда на экранах ПРО пустота, рады любой информации.
Фото ТАСС