Так называемое украинское «Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (МинТОТ) обнаружило чрезвычайно большое скопление кораблей в Керченском проливе. Об этом со ссылкой на данные мониторинга сообщается в Facebook -аккаунте ведомства. Сообщение проиллюстрировано картой на которой отмечены суда, которые якобы не пускают через пролив.
Министерство сообщает, что с 25 по 27 ноября количество кораблей в проливе и вблизи него увеличилось более чем в 2,5 раза — со 167 до 421 (на карте они обозначены желтыми и красными точками соответственно).
«Из-за блокирования и преграждения Российской Федерацией прохода Керченским проливом украинские и иностранные торговые суда вынуждены оставаться в акватории Черного и Азовского морей без дальнейшей возможности захода в порты Бердянска и Мариуполя», — говорится в заявлении.
«Блокировка Керченского пролива свидетельствует о фактической остановке мирного прохода, что запрещено в международном морском праве», — считают в ведомстве.
При этом в Москве эту ситуацию отрицают. По словам официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, все гражданские суда проходят через пролив в штатном режиме.
А как обстоят дела на самом деле? Известно, что после пиратского захвата рыболовецкого судна «Норд» Россия действительно ужесточила проверки судов, идущих через Керченский пролив, а в минувшее воскресенье во время провокации, устроенной кораблями ВМСУ и вовсе закрыла проход в Азовское море, однако впоследствии пролив был вновь открыт.
Откуда взялись называемые Киевом цифры? И о судах каких стран идет речь? Ведь там могут быть и российские суда и иностранные, следующие в российские порты на Азовском море. Не ударит ли ужесточение режима по российской экономике? И как на обвинения Украины отреагирует Запад? Не станет ли ситуация поводом к новым санкциям?
Напомним, ранее несколько европейских чиновников заявили о возможности введения новых ограничительных мер против России из-за ситуации в Керченском проливе. По информации агентства Reuters, министры иностранных дел стран ЕС, скорее всего, обсудят этот вопрос 10 декабря, однако до конца неясно, смогут ли все страны Евросоюза согласовать совместное заявление.
— Обычно кораблями называют военные суда — сотни военных плавсредств у Украины нет точно, — отмечает главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.
— Если речь идет о любых судах, то да, конечно, после украинской провокации некоторое время проход через пролив был закрыт. А что, могло быть иначе, когда пальба идет? Но причина ведь именно в украинской провокации. Это уже предельная наглость — устроить чрезвычайную ситуацию в проливе и обвинить противную сторону в том, что она на нее реагирует.
— Говорят, там еще иностранные корабли. Корабли каких стран там могут быть? Кого еще, кроме России и Украины, интересует Азовское море?
— В порты Азовского моря заходят суда разных стран. Скажем, в Мариуполь заходят за металлом «Азовстали». В морские порты Ростова и Таганрога суда идут как авто по трассе, непрерывным потоком — там много судов «река-море» из разных стран, это мощная транспортная артерия. Вывозят много зерна, иной продукции в основном сырьевого плана, ввозят товары конечной переработки — все как 100−150 лет назад.
— Значит, вы считаете, что ужесточение режима в Азовском море, в том числе, по отношению к торговым кораблям оправдано?
—Ужесточение мер оправдано чрезвычайной ситуацией, в особенности учтем, что на территориях, прилегающих к Азовскому морю, Киевом объявлено военное положение. Как не реагировать? Но то же самое ужесточение мер, конечно, бьет по торговле, и полагаю, долго не продержится.
— Обратит ли внимание Запад? Повлияет ли это на принятие решения о новых санкциях?
— Думаю, Запад не просто обратит внимание, а на Западе и придумали эту провокацию — обвинить Россию в том, что она реагирует на чрезвычайщину, устроенную Украиной. Дальше — искусство российской дипломатии. Или его отсутствие…
— Есть ли по-вашему выход из этого тупика? Сколько может длиться такая ситуация?
— Выход один — надо что-то делать с киевским режимом, у которого делать разные гадости Москве не просто вошло в привычку, а стало основным содержанием его внешней политики. Все, что происходит по оси Москва-Киев сегодня — это грандиозный внешнеполитический провал, и это провал будет и дальше проваливаться, если «в борделе не поменять девочек». Переставлять кровати можно сколько угодно —результата не будет.
По мнению политолога Ивана Мезюхо, информация, которую распространяют украинские государственные органы центральной власти, нуждается в тщательной проверке, учитывая, что украинские министерства много раз распространяли «фейки» о Крыме.
— В распространении лжи на крымскую тематику было уличено не только Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, но и Минкульт, а также Министерство информационной политики Украины. И вообще, Украине ли жаловаться на большое скопление кораблей? Не Киев ли своей морской провокацией, пресечённой погрануправлением ФСБ и Черноморским флотом, провоцировал большое скопление морских судов?
— Оправдано ли ужесточение мер со стороны России? Ведь это гражданские корабли…
— В свете систематических провокаций украинской власти Россия вынуждена проводить тщательный досмотр кораблей. Где гарантии, что Киев не начинит взрывчаткой какое-нибудь гражданское рыболовецкое судно, чтобы взорвать его под арками Крымского моста?
— Обратит ли внимание Запад? Там говорится и об иностранных кораблях же…
— В свете нового витка напряжённости между Россией и США, не исключаю того, что Госдеп может обратить внимание на информацию украинского министерства и выступить с очередным антироссийским заявлением, в котором будет содержаться в том числе и эта информация. 4. Повлияет ли это на принятие решения о новых санкциях? Это может стать лишь одним из оснований для введения новых ограничительных мер.
— Там ведь и корабли, идущие в российские порты. По нашей торговле это не ударит?
— По крайней мере, можно сказать, что наши пограничники попытаются сделать всё для того, чтобы наша торговля не пострадала.
— Как теперь, по-вашему, может разрешиться эта ситуация?
— В ближайшее время ситуация не разрешится. Не надо в этом плане обманываться. Не исключаю того, что в дальнейшем Киев может пойти на новую провокацию в территориальных водах России. Украинский президент может пойти на очередное безумство, лишь бы остаться у власти. Свою антироссийскую риторику и действия Порошенко пытается конвертировать в голоса избирателей на грядущих выборах.
Фото АР