Из-за чего президент США отменил запланированные переговоры с президентом России?
Иногда говорят: если бы этого не было, это обязательно следовало бы придумать. Примерно также выглядит нынешний демарш Дональда Трампа. Уже находясь в воздухе, на борту самолета, следующего в Буэнос-Айрес, глава Белого дома через свой твиттер известил мир об отказе от встречи с президентом России. Хотя буквально за час до этого факт встречи в своем твиттере подтверждал.
Мол, несомненно, нужно, безусловно, важно, очень хотел, но тут буквально внезапно обрушились на его голову обстоятельства совершенно непреодолимой силы. После ТАКОГО как можно с ним хоть о чем бы то ни было говорить! Тот факт, что событие имело место больше трех суток назад, скромно осталось за кадром.
Результат даже породил новую конспирологическую теорию, согласно которой случившееся у Крымского моста с самого начала являлось операцией американских спецслужб. Уж как-то слишком удачно все совпало. Трампу остро требовался легальный повод для отказа от встречи, который буквально в самый последний момент чудесным образом нашелся.
В действительности, все куда проще и банальнее. «Керченская битва», как ее называют некоторые местные украинские военные аналитики, является продуктом сугубо для внутреннего пользования. Петру Порошенко требовался повод для введения военного положения в стране ради отмены заведомо для него проигрышных президентских выборов, он его получил, точнее – создал.
Американцы тут сами оказались поставлены перед фактом, причем геополитически довольно неприятным. Потому, кроме общего невнятного бурчания, Белый дом и Государственный департамент на это событие не отреагировали практически никак.
Другой вопрос – саммит G20. Как-никак еще пять лет назад его на полном серьезе пророчили в преемники всей структуры Организации объединенных наций. Так что участники мероприятия являются людьми на этой планете, мягко скажем, не последними. Потому Трамп не может мероприятие проигнорировать, потому же он не в состоянии избежать личных встреч с каждым из участников. Иначе будет трудно отбиваться от вопросов американской прессы по поводу смысла нерационального расходования денег налогоплательщиков на пустой перелет.
Но при этом у американского лидера существует серьезная проблема. Говорить с президентом России объективно не о чем. Свои аргументы стороны изложили лично еще в Хельсинки. С тех пор позиции не изменились. Причем Трамп уже показал собственную очевидную недоговороспособность, публично отказавшись от своих слов сразу после возвращения домой. Кроме того, США фактически исчерпали диапазон возможностей давления на Россию. Европейские партнеры поддерживать какие-то новые санкции «по поводу задержание русскими украинских военных кораблей» прямо отказались.
Все остальное находится в плоскостях между собой практически не пересекающихся. Остановить строительство «СП-2» американцы не сумели. Сирийское небо после передачи САР российских С-300 для натовской авиации закрыто. Союзники по Альянсу свои самолеты из региона вообще отозвали. Только американцы еще делают вид, что не летают исключительно ввиду крайней занятости другими задачами. Геополитическое влияние России на Ближнем Востоке растет. Выгнать русских из Африки не реально вообще. Что в таком случае еще обсуждать?
Но и не встретиться просто без причины было невозможно тоже. Особенно после поездки на торжества по случаю столетия окончания Первой мировой войны, где Трамп отказался разговаривать с Путиным, как бы уступив просьбе Макрона. Сложилось впечатление, что какой-то француз прогнул под себя политику целых Соединенных Штатов, великих и непревзойденных. Трампу потом от своих критиков весьма чувствительно досталось.
В результате, сложилось безвыходное положение, когда встречаться надо, ибо G20, но делать этого нельзя, ибо результата не даст, что во внутренней политике будет однозначно истрактовано как проявление слабости. А уже ни для кого не секрет, что все происходящее с США во внешней политике не просто тесно связано, а прямо предопределяется внутриполитической ситуацией в самой Америке.
Вот Дональду Трампу и пришлось вертеться ужом на сковородке после того, как стало известно о том, что его адвокат заговорил. Украинский повод пришелся как никогда лучше, а что он не свежий, трехсуточной давности, то подобные мелочи сегодня там мало кого волнуют. Мол, вопрос ответственный, с кондачка такие вещи не решаются, требовалось уточнить детали, убедиться, исключить случайность ошибки. Вот семьдесят два часа и ушли. Зато потом, когда разобрались, когда сумели выяснить, тогда сразу, со всей решительностью, нет и точка!
Однако хоть это и прозвучит парадоксально, тем самым Соединенные Штаты фактически обманули, в первую очередь, самих себя. Потому что с остальным миром на саммите им, в сущности, говорить тоже не о чем. Закрыв свой внутренний рынок, Вашингтон утратил практически все свое обаяние. Жертв ради борьбы за американское геополитическое будущее от союзников он требует огромных, на грани самопожертвования, тогда как выгод от исполнения союзнического долга он никому не дает. А то и прямо топит, если вспомнить оценку Трампом нынешнего формата соглашения по Brexit.
Тогда как между собой, а также с Китаем и Россией им сегодня очень много есть чего обсудить. Ну, хотя бы перспективы проекта SPV (системы трансграничных переводов вне зоны досягаемости американского Минфина и Минюста), виды на дальнейшее развитие мировой энергетики и взаимное сотрудничество в этом вопросе.
Чем закончится саммит – станет понятно завтра, но уже сейчас можно почти с уверенностью сказать: США в нем не добьются совершенно ничего. Трамп просто выскажет очередное свое мнение о том, где, в чем и сколько весь остальной мир Америке должен. Его вежливо выслушают и разойдутся по своим делам.
А все почему? А потому что с Путиным «опять оказалась не судьба».
Фото ИА REХ