Статьи

Азовское горе. Чем обернулось для Украины военное положение на море и в мире

Заблокированные порты Мариуполя и Бердянска и отстуствие санкций против России. Таковы промежуточные результаты Керченской истории — которая прошла путь от захвата украинских кораблей в Крыму до введения военного положения в Украине.

И это совсем не те результаты, которых ожидал Киев.

Поддержка Украины пока что локализована в основном на словах — да и то довольно сдержанных. Россия же отыгрывает версию «провокации Порошенко», которую невольно усиливает и прохладная позиция Запада (и к истории с посылкой моряков через Керченский пролив действительно много вопросов).

А экономические удары по Украине еще только начинаются.

О подорожавших евробондах и ослабевшей гривне «Страна» уже рассказывала. Блокада же портов, через которые экспортируется украинский металл, бьет под дых по крупнейшей валютообразующей отрасли. И в первую очередь — по бизнесу Рината Ахметова, топ-менеджеров которого недавно внесли в санкционный список Москвы, а его самого на российском государственном телеканале обвинили в подыгрывании Порошенко и в расколе оппозиции.

«Страна» разбиралась в первых итогах противостояния на Азовском море для Украины.

Блокада портов

Порты Мариуполя и Бердянска в Азовском море заблокированы Россией. В ожидании на вход и выход находятся 35 судов. Об этом вчера, 28 ноября, сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

«По состоянию на вечер 28 ноября 2018 украинские порты Азовского моря Мариуполь и Бердянск фактически заблокированы Российской Федерацией для захода и выхода судов», — написал министр на своей странице в соцсети Фейсбук в среду вечером, 28 ноября.

По оперативной информации, в ожидании входа в Азовское море находятся 18 судов: 4 направляются в порт Бердянск, 14 – в порт Мариуполь. На выход из Азовского в Черное море из порта Бердянска не могут выйти 3 судна из порта Мариуполя – 6. Еще 8 судов стоят у причалов в портах.

«Всего заблокированными стоят 35 судов. Движение осуществляется только в направлении российских портов на Азове. То есть, Россия заблокировала украинские порты на Азовском море», — отметил Омелян.

На трекинг-сервисе Marine Traffic видно, что кораблей у Мариуполя и Бердянска действительно нет. Зато большой поток судов следует в сторону российского Таганрога.

Особое внимание привлекает огромная корабельная «пробка» у входа в пролив и у порта Новороссийск. Не исключено, что там скопились и те корабли, которые ждут прохода к Украине.

Таким образом после случая в Керченском проливе через него полностью остановилось движение судов, идущих в украинские порты. Это стало кульминацией проблем, который и до того существовали с украинским судоходством.

После постройки Крымского моста РФ окончательно «закупорила» вход в Азов. Впрочем, суда, идущие в Украину, россияне пропускали. Трудности начались, когда Киев начал массово задерживать корабли, вышедшие из портов Крыма. В ответ власти РФ начали задерживать суда, идущие в Украину через Керчь.

Час простоя одного корабля — это примерно 5000 долларов. С начала года украинские власти насчитали таким образом около полумиллиарда долларов убытка. При этом Бердянский порт в начале осени показал падение грузооборота на 22%, а Мариупольский — на 11%. Теперь — после полной блокады — эти цифры наверняка станут многократно выше.

Все эти потери — серьезный удар по металлургическому бизнесу Рината Ахметова, для которого Мариуполь — основной перевалочный порт (в городе расположены контролируемые СКМ крупнейшие металлургические комбинаты Украины).

В компании СКМ в ответ на запрос «Страны» о ситуации в портах ответили следующее: «в случае возникновения проблем в проливе логистические потоки будут перенаправлены в Черноморские порты, которые имеют достаточные мощности для перевалки продукции Группы. Соответственно, Метинвест (металлургический холдинг Ахметова — Прим.Ред.) продолжит выполнять обязательства перед своими клиентами. Все усилия сейчас направлены на обеспечение бесперебойной работы предприятий».

Действительно, часть грузопотока можно будет железной дорогой перебросить на черноморские порты. Однако «Страна» уже анализировала все минусы этого варианта: от неготовности тех портов принимать столько груза до транспортного блэкаута — из-за нехватки подвижного состава «Укрзализныци».

Все эти проблемы в принципе решаемы — но за деньги. Главный вопрос в том, что дополнительные затраты (а перевозка по железной дороге до портов Черного моря резко увеличит себестоимость продукции мариупольских и запорожских металлургов) ставят под вопрос конкурентоспособность украинской продукции — и в любом случае сокращают выручку экспортеров.

Чисто политически — это еще одна «черная метка» Ринату Ахметову от РФ. Первая была послана в конце октября: топ-менеджеры «СКМ» попали под российские санкции.

В преддверии выборов президента, которые теперь, судя по всему, уже неизбежны, Москва пытается влиять на крупный украинский бизнес — с целью поменять его политическую ориентацию.

В минувшее воскресенье на телеканале «Россия» в программе Вести недели с Дмитрий Киселевым вышел сюжет, в котором Рината Ахметова обвинили в рейдерском захвате «Оппозиционного блока» с целью сорвать объединение оппозиции в лице Юрия Бойко и Вадима Рабиновича. При этом Ахметова и его соратников в «Оппозиционно блоке» Киселев обвинил в работе на Порошенко, которому не выгодно, чтоб юго-восточная оппозиция выдвинула единого кандидата — ведь в таком случае действующий президент просто не попадает во второй тур (подробнее расклады вокруг выдвижения единого кандидата можно прочитать здесь и здесь).

Сюжет Дмитрия Киселева о Рината Ахметова и расколе «Оппозиционного блока»

В этом плане, морская блокада украинских портов может восприниматься как еще один сигнал олигарху №1 в Украине из Москвы с целью побудить присоединиться к объединительному процессу и поддержать (или не хотя бы не мешать) единому кандидату от оппозиции.

Кстати, если некоторые суда все же прорвутся через Керченскую блокаду и смогут разгружаться в Мариуполе — то это может быть признаком того, что сигнал скорее всего услышан.

Прохладный западный ветер

На третий день кризиса ощутимых «перемог» Украины на западном направлении нет. Международное сообщество поддержало Киев на словах — но от мер воздействия на РФ пока отказалось.

Совбез ООН закономерно не принял никакой резолюции. А ЕС ограничился декларацией, в которой осуждается Россия — но больше в «ритуальном» контексте строительства Керченского моста и аннексии Крыма. Слово «агрессия» в тексте декаларации не звучит. А факт захвата украинских кораблей подается как следствие некой «напряженности», которая неизвестно откуда взялась.

Но главное, что Европа по итогу «выразила озабоченность» и призвала освободить украинских моряков. Однако ни слова о санкциях против Москвы, которых требовал на днях Петр Порошенко, в документе нет.

Санкции не попали в текст декларации, потому что их усиление поддержали только семь стран Евросоюза. Причем среди них нет локомотивов ЕС — Франции и Германии. По словам представителя МИД ФРГ Штеффена Зайберта, дебаты о введении штрафных мер являются «несколько поспешными», а «санкции не являются водопроводным краном, который открывают и закрывают по надобности».

Впрочем, Зайберт не исключил, что дискуссии о санкциях будут проводиться — но предупредил, что это процесс небыстрый: нужно добиться согласия всех стран Евросоюза. Одновременно в Германии отказались отправлять в Черное море военные корабли — как того просил Киев. Отправку кораблей пока не обещали и в НАТО.

В США тоже отреагировали на Азовский кризис совсем не так ярко, как хотелось бы Украине. Сначала Дональд Трамп обнадеживающе заявил, что его встреча с Владимиром Путиным на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине может сорваться. Затем он сказал, что сначала посмотрит отчеты разведки, а потом решит, быть ли встрече. Позже источник в Вашингтоне сообщил российским СМИ, что свидание президентов таки состоится.

В официальных комментариях по поводу Украины Вашингтон был более резок, чем Евросоюз — и рекомендовал последнему усилить санкции против России. Например, заблокировать строительство «Северного потока-2». Однако, как видим, в Европе проигнорировали это предложение — которое звучало не столько в защиту Украины, сколько в конктексте борьбы США за европейский рынок газа.

Отметим, что источником таких предложений стал Госдепартамент. А президент Трамп как раз комментировал этот вопрос еще нейтральнее, чем Германия и Франция, заявив, что «не хочет агрессии». А глава Госдепа Майк Помпео отметил, что лучший вариант решения вопроса — прямые переговоры Путина и Порошенко. Последний пассаж выглядит так, будто американцы говорят гаранту: «Сам заварил — сам и расхлебывай».

Самым приямолинейным комментарием ситуации с Запада стали высказывания главы парламента Словакии Андрея Данко. Он заявил, что не доверяет Порошенко.

«Я не тот человек, который доверяет Порошенко. Опять же, по сообщениям, Украина обманула с умершим журналистом (речь идет об истории с воскрешением Аркадия Бабченко — Прим.Ред.). Мы должны спокойно посмотреть на все события и факты, но на самом деле я боюсь, что некоторые люди с нами снова просто сыграли. Не требуйте от нас немедленно давать суждения и не требуйте миллиона санкций, важен мир между Украиной и Россией», — сказал он.

Похоже, Данко вслух сказал то, о чем подумали лидеры ЕС и США. Только этим можно объяснить их спокойную реакцию на события в Азове.

Такая позиция Запада может быть связана с двусмысленностью всей этой истории. Чисто юридически Украина совершенно права. Однако найти объяснение, зачем Киев отправил военные корабли, при том, что их гарантированно не впустят — без конспирологии сложно.

Также странным выглядит, что на кораблях, где штатный экипаж суммарно набирал бы не более 13 человек, оказалось 23 человека — включая контрразведчиков СБУ. Также вызывает вопросы позиция родственников, которым уже арестованные моряки задолго до своего плавания говорили «смотреть телевизор».

Наконец, судя по комментариям в западных СМИ там крайне скептически оценили аргументацию Порошенко относительно введения военного положения и заподозрили, что Киев «поднимает градус» не в силу реальной угрозы со стороны России, а по внутриполитическим причинам.

Судя по тому, что военное положение Петру Порошенко полноценно ввести не удалось, то Запад за всей этой комбинацией однозначно не стоял. А значит рассчитывать на его серьезную поддержку Банковой пока не приходится.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.