Белоруссия за шесть лет может потерять около $ 10 млрд. из-за налогового маневра в российской нефтяной отрасли. Об этом заявил замминистра финансов республики Андрей Белковец на форуме для иностранных инвесторов BelarusCrossway’18.
«Самый негативный сценарий: стороны не договорились и разошлись по своим комнатам, мы начинаем нести убытки. Тогда в течение шести лет глобальные потери для Белоруссии составят порядка $ 10 млрд. Из них $ 3 млрд. — выпадающие доходы бюджета от экспортных пошлин, $ 6 млрд. — ухудшение экономики наших нефтеперерабатывающих заводов», — отметил Белковц.
По его словам, негативное влияние на экономику может быть минимизировано за счет уменьшения объемов переработки нефти, а потери доходов бюджета — за счет сокращения расходов.
Напомним, нефтегазовый спор между РФ и Белоруссией тянется с 2016 года. Тогда на заявления Минска о несправедливости цены на российский газ Москва ответила снижением поставок беспошлинной нефти. В апреле 2017 года правительствам двух стран удалось договориться об объемах беспошлинных поставок из РФ нефти в 2017—2024 годах на уровне 24 млн. тонн в год. Из этого объема белорусская сторона может зачислять в свой бюджет экспортные пошлины за 6 млн. тонн (так называемое перетаможивание).
Однако с 2019 года правительство РФ начинает налоговый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с нынешних 30% на 5% в год в течение шести лет) с одновременным повышением НДПИ. Причем, о возможных рисках обнуления экспортной пошлины на нефть предупреждало российское Минэнерго.
В ведомстве указывали, что такое решение может повлечь ухудшение отношений Москвы и Минска, который и так получает российскую нефть беспошлинно. Рост НДПИ, отмечало Минэнерго, может вызвать рост цен на нефть как для внутреннего рынка России, так и для Белоруссии. Беспокойство Минска вызвано также тем, что при таком сценарии российские нефтепродукты могут вытеснить на внутреннем рынке Белоруссии ее собственную продукцию.
И теперь Минск добивается от Москвы компенсаций. Причем, весьма своеобразными методами. 8 октября лидер республики Александр Лукашенко в ходе осмотра современных образцов вооружений и техники на полигоне в Брестской области объявил, что в случае войны оружием будут обеспечены все жители Белоруссии. «Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Примеров предостаточно. Мы видим поведение некоторых тут союзников. И даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться», — сказал Батька.
Ранее в июне Лукашенко также намекал на опасность со стороны Москвы. Батька тогда сказал, что допускает потерю Белоруссией независимости в случае провала в экономике. И в качестве примера самого неблагоприятного исхода привел Украину, где, по его словам, была развязана война.
По мнению ряда аналитиков, Москва устала от Лукашенко. Есть версия, что на августовской встрече с Владимиром Путиным в Сочи белорусскому лидеру был поставлен жесткий ультиматум. Причина — России не нравится план передачи власти по наследству, который Батька якобы вынашивает.
Что происходит в отношениях Москва-Минск, почему де-факто мы сокращаем помощь союзному государству?
— Отношения Москвы и Минска переживают полосу безвременья, — считает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Да, в августе 2018 года послом в республику был назначен энергичный Михаил Бабич. Но до сих пор нет понимания, как дальше вести дела с Белоруссией, есть ли у нас общий проект, какое будущее у союзного государства? На деле, ясности нет, поскольку все эти вопросы связаны с политическим будущим обоих лидеров — и Владимира Путина, и Александра Лукашенко.
Сейчас оба политика находятся в зените могущества. Но так будет не всегда — зенит проходит, а неопределенность нарастает.
— Почему в последнее время с Минском обострились экономические споры?
— Белоруссия — последний союзник для России. Однако либеральный экономический блок нашего правительства в удержании этого союзника не заинтересован. По сути, экономический блок всячески душит Белоруссию.
Логика при этом простая. Если мы внутри страны повышаем пенсионный возраст, и сдираем три шкуры с российских пенсионеров — зачем через нефть субсидировать Лукашенко?!
С другой стороны, у Кремля возникает немало вопросов к политике, проводимой Батькой. В частности, к поддерживанию ползучей идеи о национальной идентичности белорусов, и к постепенному дистанцированию от России.
В такой ситуации финансовые вопросы — один из инструментов воздействия на Минск в руках российских властей. Но проблема, повторюсь, в отсутствии глобального понимания — куда мы идем на белорусском направлении?
— Лукашенко периодически демонстрирует готовность играть на стороне Запада. В октябре в Минске впервые прошло заседание основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. Среди главных тем был заявлен и конфликт в Донбассе. Лукашенко на форуме пообещал стать партнером Америки даже в ущерб своим интересам. Об этом президент Белоруссии заявил в ходе встречи с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсом Митчеллом. Батька заверил американского представителя, что его страна проводит независимую политику. Лукашенко действительно рассчитывает на партнерство с США?
— Думаю, опыт Слободана Милошевича подсказывает, что ничего хорошего в случае партнерства с американцами лидера Белоруссии не ждет. Ну, или опыт Муаммара Каддафи, который тоже хотел примириться с Западом. На этом направлении позитивного кейса, как принято сейчас говорить, для Лукашенко просто нет.
При таком раскладе Батьке остается одно: держаться старой схемы, и пытаться при каждом удобном случае торговаться с Россией. Уворачиваться, маневрировать, и пытаться всеми силами свести торговый баланс.
— В Кремле еще рассматривается возможность создания с Белоруссией полноценного единого союзного государства?
— Всем понятно, что вариант вхождения Белоруссии в состав союзного государства в виде шести областей унизителен для Минска. Есть проговорки, что союзное государство все-таки возможно — с общим президентом и двумя вице-президентами. Но этот вариант возможен только как способ транзита власти Владимира Путина.
По моим данным, в администрации президента РФ рассматривают варианты, как Путину остаться во главе государства по окончанию президентских полномочий. И один из сценариев — административное и территориальное переформатирование регионов в рамках союзного государства России и Белоруссии, что позволит Кремлю взять регионы под контроль. Правда, для реализации этого плана, с точки зрения АП, в Минске должен быть другой лидер — более лояльный и предсказуемый.
— Мы можем, при неблагоприятном развитии ситуации, потерять Белоруссию по украинскому сценарию?
— Зачатки украинского сценария, на мой взгляд, в нынешней Белоруссии имеются. Напомню, на Украине предпосылки к событиям 2014 года тоже имели ползучий характер, и сложились не в один миг. Причем, я считаю, сейчас ситуацию усугубляет церковный раскол на Украине — он запустил определенные процессы и в Белоруссии.
— В 2020-м в Белоруссии должны пройти президентские и парламентские выборы. К этому моменту в наших отношениях наступит ясность?
— Далеко не факт. Хотя ситуация не просто неопределенная — под угрозой будущее единства наших народов. Я как политик выступаю на союзное государство, за интеграцию. Но пока все, что мы наблюдаем в российско-белорусских отношениях — это борьба кланов и выторговывание преференций.
Фото ТАСС