Объем ввоза «санкционки» на территорию России вырос на 80% в 2018 году по сравнению с прошлым годом. Федеральная таможенная служба выдворила за границу попадающую под продовольственное эмбарго продукцию объемом в 56 тыс тонн, хотя в прошлом году пришлось отправить обратно лишь 31 тонну.
За 11 месяцев текущего года обнаружено 4,4 тыс транспортных средств с запрещенными продуктами. Машины идут в основном из Польши, Украины, Литвы, Дании и Норвегии. Чаще всего в обход эмбарго пытаются провезти яблоки, груши, шампиньоны, помидоры, болгарский перец, ягоды, рыбу, сыры, куриное мясо и даже свиной шпик.
По мнению экспертов, резкий прирост нелегального импорта в Россию связан с тем, что за год «обкатались» нелегальные пути ввоза. Одна из схем — использование поддельных сертификатов продукции, цена которых закладывается в конечную стоимость товара, в итоге за контрафакт платит потребитель: наценка доходит до 20%. Напомним, Россия ввела продовольственное в отношении сельскохозяйственной продукции и сырья из большинства стран ЕС, США, Канады, Австралии и Украины в 2014 году. Запрет распространяется на импорт мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов.
«Проблему нелегального ввоза едва ли удастся устранить: проверок продукции на границе и действий «летучих» таможенных постов не хватает, чтобы устранить поток», — отмечает в беседе с «МК» профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Мы поинтересовались у эксперта, почему в среди стран из списка лидеров по импорту «запрещенки» в Россию не фигурирует Белоруссия, ведь известно, что через Союзное государство реэкспортом идет большой поток продукции из Европы. «Машины оттуда российская таможня не имеет права досматривать, на что нам даже указала в 2015 году Евразийская экономическая комиссия. По некоторым политическим соображениям Белорусии нет в списке, иначе мы рискуем разозлить Минск», — сказал наш собеседник. Он также ответил на вопрос, почему на территорию России из-за рубежа везут куриное мясо, если наша страна сама торгует им с другими странами, потому что производит его больше, чем нужно внутреннему потребителю. В 2017 году объем импорта составил почти 6%. «Есть много категорий мяса птицы, в некоторых категориях у нас может быть дефицит, например, в дешевой продукции, которую раньше называли «ножками Буша», — пояснил Портанский.