Манифест «желтых жилетов» — провокация или свидетельство силы?
Следует сразу отметить – достоверность Манифеста пока сомнительна. Впрочем, бунт «желтых жилетов» во Франции тоже далек от классических протестов прошлого века. Власти страны до сих пор не могут найти, с кем там следует обсуждать требования и искать компромисс. При этом социальные сети полны групп, в которых протестующие координируют свои действия. Так что в полную стихийность происходящего верится с большим трудом.
Однако и в их полную управляемость верится еще меньше. Скорее все смахивает на выстрел в горах зимой, стронувший неуправляемую лавину. И теперь события уже развиваются в логике «кто во что горазд». И эта картинка вполне может являться попыткой некой группы умников, полагающих себя достаточно толковыми, сформулировать «цели протеста». Неоднократно доказано, если идеи нет, но она остро требуется, пустота немедленно заполняется инициативой с мест.
Появившуюся в интернете картинку, уже названную в СМИ, Манифестом»желтых жилетов» следует воспринимать именно в таком ключе. Если это не фейк, то из содержания и формулировок пунктов очевидно, что составляли его явно не дипломаты и не профессиональные юристы, а скорее «казаки, пишущие послание турецкому султану».
В то же время следует признать, перечисленные «25 пунктов» достаточно точно отражают чаяния людей не только бунтующих на улицах французских (теперь уже и европейских) городов, они созвучны мнениям европейцев, высказываемым в социальных сетях и разного рода телевизионных опросах.
И это совсем плохо, так как прямо показывает — они понимают, что им не (!) нравится, но решительно не улавливают причин происходящего и категорически не способны придумать эффективный механизм замены. Ибо заявленные в «манифесте» требования технически неосуществимы даже теоретически.
Например, «документ» начинается с требования реформы налогообложения. Это выглядело бы перспективным, не сопровождайся пункт еще и категоричным желанием законодательно запретить любые налоги, превышающие 25% состояния гражданина. Формулировка про состояние вероятнее всего содержит неточность перевода, ибо в исходнике имеется в виду доход.
Следовательно, общий посыл первого пункта «требований народа» сразу означает однозначное желание налоги сократить. Оно было бы логичным, не заявляй те же люди уже в третьем пункте требования по созданию новых рабочих мест в медицине, образовании, общественном транспорте и органах правопорядка, которые в большинстве своем являются государственными, а значит, финансируются из бюджета. Как совместить снижение налогов с повышением расходов остается загадкой.
И это не единственный пункт категории «дайте нам». «Желтые жилеты» желают чтобы страна немедленно приступила к строительству 5 млн «единиц» доступного жилья, «тем самым обеспечив снижение аренды, ипотеки и создание рабочих мест в сфере строительства. Строго карать мэрии и обладминистрации оставляющие бездомных под открытым небом.». Бюджет юридических служб решительно увеличить, чтобы их услуги для граждан стали бесплатными и осуществлялись на многократно более высоком уровне качества, причем без очередей и задержек.
Примерно в том же ключе мечтаний о розовых пони выдержаны и все остальные требования. Внутренний государственный долг отменить. Банки разукрупнить, запретив им занимать биржевыми спекуляциями. Неликвидные кредитные организации не спасать. Как все это отразится на финансовом состоянии государства авторов, похоже, не интересует. Они хотят всего и сразу. Включая полную абстракцию в виде запрета на любое лоббирование и схемы влияния, а все сколько-нибудь ключевые вопросы решать исключительно всенародным референдумом. Для чего следует переписать французскую конституцию.
Хотя следует признать, что некоторые крохи здравого смысла в этой мечте про молочные реки в кисельных берегах тоже присутствует. Народ требует выйти из ЕС, вернуть собственную национальную валюту, закрыть границы от мигрантов и полностью выйти из НАТО.
Но этим, увы, адекватная логика в «манифесте» заканчивается. Дальше опять начинается требование по раскулачиванию богатых. Приватизацию отменить. Все крупные бизнесы национализировать. Законодательно обязать производителей обеспечивать не менее чем десятилетнюю гарантию на товары и услуги, а также поднять не менее чем на 40% установленный законом уровень минимальной зарплаты, пенсий и прожиточного минимума.
Ну и, конечно же, «сделать кардинально меньше государства». В том смысле, что все плюшки оно обеспечить должно в режиме от немедленно до максимально быстро, однако в то же время степень его вмешательства в личную жизнь граждан, в семью, в образование и идеологию следует кардинально уменьшить. Особо акцентируется желание оградить от государственного вмешательства гражданские права.
Финальным бантиком можно считать требование немедленно заново провести индустриализацию страны «с целью отказа от импорта, как причиняющего наибольший вред экологии». То есть экономические мотивы тут даже рядом не стояли, главная забота об экологии. Надо полагать, возрождение заводов ее должно безусловно улучшить.
Как-либо анализировать содержимое «манифеста» по существу содержания всерьез совершенно невозможно. За исключением пунктов про выход из ЕС и НАТО, все остальное неосуществимо в принципе. Попытка его реализации автоматически означает гражданскую войну во Франции со всеми сопутствующими «радостями» в виде обрушения экономики и массового бегства населения в соседние, пока еще более благополучные страны. Но, как и скакавшие на Майдане в Киеве, авторы этой французской картинки этого не понимают, и понимать не желают. Они хотят, они народ, а значит, все перечисленное государство обязано им дать под угрозой его уничтожения.
Проблема заключается в том, что дать даже половину требуемого французское государство не может, значит оно будет вынуждено стремиться подавить бунт силой, тем самым еще сильнее обостряя противостояние и расширяя конфликт. По мере углубления кризиса станет очевидным острый дефицит политической воли правящей элиты, находящейся в раздробленном состоянии практически по всем ключевым базовым вопросам современности. Но без достаточной волевой и идейной сплоченности элит гражданские войны не выигрываются, а происходящее сегодня во Франции все сильнее сваливается именно к гражданской войне.
Пока она еще кажется смешной, пока еще выглядит забавным эпатажем демонстрировать жандармам голые задницы, но если события так пойдут и дальше, довольно скоро на улицах начнется стрельба. И это станет концом не только нынешней Пятой Республики, но и, скорее всего, Евросоюза в целом. Уже видно, что бунты распространяются на Бельгию с Голландией, тем самым угрожая выбить большинство доноров европейских программ экономического выравнивания. Германия в одиночку потянуть их не сможет тоже. А без брюссельских дотаций Единая Европа с общим рынком и общей валютой решительно не интересны абсолютному большинству составляющих ЕС стран.
Теоретически, имей Берлин достаточную силу и политическую волю, он бы мог «поставить в строй» если не всех, то большинство наиболее для себя важных участников, включая Польшу, но делать сколько-нибудь решительные телодвижения политическая элита ФРГ боится сама. Следовательно, крепить единство Евросоюза окажется некому, и откат Европы назад к уровню полностью отдельных независимых государств станет неизбежным, а про идеи «двух скоростей» и прочих «четвертых рейхов» можно будет полностью забыть. Плохо станет всем. Лимитрофам – особенно, прибалтам – вдвойне.
Одна надежда, что этот «меморандум» все-таки ненастоящий.
Фото ИА REX