В интернете бьют в колокола: началась подготовка большой войны с применением оружия массового поражения! Кто-то же просто собирает байки о вечном армейском бардаке в стиле «Швейка». Почему? Всему виной учения НАТО «Анаконда-2018». Так стоит ли жителям Калининграда, Вильнюса, Белостока и Гродно искать белую простыню и ближайшее кладбище — или пока поживём?
Оглавление:
Ужасная «Анаконда-2018»
Официальный сайт НАТО и страница польского минобороны пишут об участии в учениях 12 500 военнослужащих в Польше и ещё пяти тысяч в странах Прибалтики.
Военные США, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Турции, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии отработали действия в «сложном, современном, многосредовом окружении». То есть на суше, на море, в воздухе, космосе и киберпространстве. Руководили всем процессом, согласно формату «Анаконд», польские военные во главе с начальником оперативного командования вооружённых сил Польши генерал-майором Томашем Пётровским. Действия развернулись по всему северу Польши, от немецкой до белорусской границы, и в Прибалтике от Вильнюса до Таллина.
Особый упор сделали на форсирование крупных рек, работу подразделений радиационной, химической и биологической защиты, медицину и боевые стрельбы польских и американских военных. А также на отработку взаимодействия разношёрстных контингентов стран НАТО, с чем по сей день есть немало проблем.
Заодно польские военные по традиции, заложенной бывшим министром обороны Мачеревичем, разрешили побегать на учениях с макетами автоматов 450 членам двух десятков патриотических организаций. Для поднятия патриотического духа. Уточню отдельно: не сил территориальной обороны, которых набирают из той же среды любителей помахать бело-красными стягами и поинтересоваться принадлежностью Вильнюса и Львова, а тех, кого, видимо, даже туда не взяли.
Американцы изумились и потребовали убрать эту народную самодеятельность куда-нибудь подальше и поглубже.
А то ведь подстрелят олухов, и настанет воинскому братству с боевым духом сплошная дупа. Поляки обиделись, но самодеятельность от военных США дистанцировали.
Впрочем, отрабатывались на учениях и вещи очень серьёзные и не слишком весёлые.
Например, процедуры эвакуации населения из приграничной зоны, а именно окрестностей Белостока.
Или боевые действия в режиме «сетевого роения» диверсионно-разведывательных и штурмовых групп в городской застройке в условиях прекращения действия электронных устройств.
Также изучали, что бывает в условиях активного радиоэлектронного противодействия… или вследствие ядерного взрыва.
Отрабатывались и действия авиации с импровизированных ВПП (взлётно-посадочных полос) на автотрассах в случае поражения авиабаз залпами «искандеров» или «полонезов».
На фоне этого тренировка по освобождению захваченного условными террористами судна в условиях использования химического оружия выглядит трогательным реликтом таких мирных и спокойных времён всеобщей «борьбы с мировым терроризмом».
Звучит всё это невесело.
Вспоминаются и одноимённая операция по блокадному удушению Конфедерации северянами, и «стратегия анаконды» времён холодной войны. Неизмеримо коварство этих атлантистских рептилоидов. Даже стратегию то и дело в честь змеюки называют. Чтоб страшнее.
Некоторые сайты кричат, что это явная подготовка вторжения НАТО в Россию и Беларусь. Сразу с применением оружия массового поражения. И вообще, на самом деле там стотыщ натовских агрессоров, но «власти скрывают».
Жуткий «Запад-2017»
Примерно такой же алармизм мы недавно видели на примере российско-белорусских манёвров «Запад-2017». Множество людей и ресурсов публично ужасались и ждали то ли аншлюса Беларуси, то ли рывка танковой армады к Ла-Маншу под марш из «Red Alert 3».
На деле вся скандальность тех учений свелась к форсингу в белорусском секторе сети мемов про «Вейшнорию». А также видео со случайным пуском НУРСов (неуправляемых авиационных ракет) с Ка-52 по ничего не подозревающим журналистам, и залётом Ил-76 в воздушное пространство Литвы из-за грозы.
В манёврах приняли участие около 11 тысяч человек, 49 единиц авиационной и 500 наземной техники, 150 артсистем и десяток кораблей.
Впрочем, писали об участии всё тех же ста тысяч вместо заявленных тринадцати. И о том, что русские (о ужас!) отрабатывают на «Западе-2017» войну с НАТО в Балтийском регионе.
Есть такая профессия
И вот тут на моём лице появляется мрачно-саркастичная мина в адрес обеих сторон.
Простите, а что ещё должны отрабатывать военные НАТО и военные России и Беларуси в зоне соприкосновения их границ? На фоне продолжающейся пародии на холодную войну?
Это военные. У них работа такая.
Военным в целом фиолетово, считают их по ту сторону дикими медведями с ржавыми самоварами водки, или гей-агрессорами под радужными стягами воинствующей толерантности.
Если где-то есть вероятность войны — они должны быть к ней готовы. От командующих и начальников штабов до последнего рядового снабженца.
Джеки, Иваны, Алеси, Яцеки и Альгирдасы колесят по дорогам, ползают по холодным лесам и полям в костюмах РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты) и лупят по мишеням на полигонах не оттого, что безумно хотят кого-то завоевать.
Есть кризис, есть его пространство на земной поверхности — и в этом пространстве будут военные учения с отработкой разных мерзопакостных ситуаций. А также красные и синие стрелки на картах, самых неприятных и пугающих направлений и конфигураций.
Российские военные обязательно начнут отрабатывать возможный прорыв через Сувалкский коридор и оборону Калининграда. А военные НАТО — удержание Сувалкского коридора и взятие Калининграда. И те и другие станут тренироваться форсировать реки, защищаться от ракетных залпов, ремонтировать дороги и снабжать войсковые группировки под вражескими бомбами.
Именно за это Джекам, Иванам, Алесям, Яцекам и Альгирдасам деньги платят. Уметь и быть готовыми, если придётся-таки, друг с другом сцепиться. И естественно, официальные лица всех сторон будут заверять, что они отрабатывают исключительно оборонительные действия. На случай окончательного срыва кукушки у агрессивных злодеев по ту сторону границы.
Такова неумолимая логика политики, продолжением и одним из средств которой является война. И следование процедурам, написанным и многократно подчёркнутым кровью.
Если есть вероятность войны — к ней нужно быть готовым. Да, это усугубляет кризис. Но потенциальная цена неготовности всегда и для всех выше.
Было гладко на бумаге
Ко всему прочему, практика учений «Анаконда-2018» оказалась далёкой от сферического в вакууме образа грозной и отлаженной как часы мощи «агрессивного блока НАТО».
Как, впрочем, любая практика любых учений в любой стране. «От факапа до факапа», как поёт группа с созвучным названием «Anacondaz».
Например, при восьмичасовой учебной эвакуации жителей городка Грудек в Ломжу организаторы напечатали модные буклеты с инструкциями, но забыли обеспечить бедолаг водой и едой. А также не нашли автобусов с работающей печкой в не самое тёплое время года.
Зато наверх отчитались об успешной отработке процедуры.
Форсирование Вислы под Хелмно сорвалось: уровень воды в реке оказался слишком низким. Что, эмм, как бы бывает в это время года. И это вполне можно было предусмотреть.
Из-за разных косяков и ошибок приходилось отменять полёты авиации и работу артиллерии.
По словам одного анонимного сержанта польской армии, многое на этих учениях стало законченной феерией абсурда.
Отработка отлова условных русских десантников свелась к выдвижению в гребеня и лежанию на холодной земле в течение нескольких часов. После чего участникам сказали, что они свободны, и тоже отчитались в штаб об успехе. А отработка обороны одного из условно важных объектов свелась к ещё более долгому скучанию и промерзанию на блокпостах и в засадах, пока командование никак не могло организовать условный же штурм в отведённое время.
Затем в штабах и вовсе перепутали, кто должен обороняться, а кто наступать. После чего скучание и промерзание на позициях доблестно стучащих зубами жолнеров продолжилось.
Перед рассветом штурм, наконец, начался. И только продрогшие бойцы приготовились условно обороняться в сиянии осветительных мин… прозвучал общий сигнал об окончании учений. После чего бравые солдаты под заковыристые польские ругательства отправились искать свои спрятанные ночью лендроверы. Замаскировали они их так хорошо, что нашли не сразу.
Жаль, что всё это не видел какой-нибудь польский Гашек или Дивов. Мы потеряли потенциально прекрасный, но так и не родившийся текст о вечном армейском бардаке.
Так мы все умрём?
Надо ли действительно пугаться?
Надо. Потому что вероятность войны в регионе есть, и «Анаконды» с «Западами» — наглядное воплощение этой невесёлой перспективы.
А вот паниковать не стоит точно.
Интенсивность учений со снующими вдоль границ колоннами бронетехники и грохотом залпов на полигонах снижается в одном случае: если уменьшается военно-политическая напряжённость в регионе. А это — дело политиков, дипломатов, общественных деятелей и самих обществ.
Они пока что предпочитают грозно стучать ботинками по трибунам и кидаться друг в друга в комментариях совсем не марципаном, припоминая обиды и обидки за последние пару тысяч лет.
Все традиционно уверены, что стоят красивые в белом плаще и позе «д’Артаньян окружённый», и не любят их соседи исключительно по мерзкой своей сущности. А сами они обижаются на этих соседей совершенно справедливо. От невыносимых своих страданий и потерь из-за этих варваров и фашистов. И вон тот кусочек земли давайте-ка верните, а то мы в XIV веке там брюкву выращивали.
Только всё это уже не раз и не два приводило Европу к войнам.
И пока мы все, Джеки, Иваны, Алеси, Яцеки и Альгирдасы, от властных кабинетов до диванных воинов, не решим, что пора бы вылезти из этого бесконечного цикла расчёсывания обид и претензий — будут усиливаться войсковые группировки и греметь «Анаконды» с «Западами».
А простые бойцы — мёрзнуть на холодной земле, матерясь на десятке языков, ждать условных атак и искренне надеяться, что в один печальный день они не превратятся из-за ошибок политиков в совсем не учебные.
Фото WarHead