Один из наиболее известных американских исследователей Арктики Финн Ронне (норвежского происхождения), который называл себя «последним из великих полярных исследователей», наверное сильно бы удивился такому оправданию. Отменили учения, чтобы не звать на помощь русских.
Ему, человеку открывшему второй по площади шельфовый ледник в мире, получившем его имя, хорошо известны суровые условия Арктики и Антарктики и главное правило этих суровых заполярных широт — приди на помощь попавшему в беду, даже если тебе самому грозит опасность.
Прецеденты со спасением американцев в Арктике были, когда в 2015 году российские вертолетчики, совершавшие плановый (а может и не плановый) облет одного из районов, обнаружили вмерзшую в лед американскую атомную подводную лодку класса «Сивулф». Из торосов торчала лишь небольшая верхняя часть рубки субмарины, которая проходила шестимесячное боевое дежурство и совершила не совсем удачное всплытие. О том, что американские подводники попали в беду, свидетельствовали и следы использования сигнальной дымовой шашки красного цвета. Русские приземлились рядом и бензопилами выпилили лед вокруг рубки, освободив из плена экипаж, который не мог самостоятельно попасть на поверхность. Затем пробили полынью вокруг всего корпуса подлодки и, пожелав американцам «семь футов под килем», улетели восвояси.
История имела широкий резонанс и в самих США, где, естественно, заподозрили в произошедшем… традиционное русское «коварство». Ну, и осадочек в отношении собственного подводного флота остался. «Американские подводники оказались не лучшим образом готовы к войне с русскими в Арктике», — писали тогда американские газеты. Памятуя еще инцидент 2011 года, когда во время проведения арктических учений Ice Exercise во льдах застряла субмарина Connecticut с участниками научной экспедиции на борту. Тогда американцы справились своими силами при помощи электропил и специальных инструментов, которые помогли им выбраться из ледового плена.
Последний случай на подобную тему — застрявшая в северных льдах АПЛ типа Лос-Анджелес Hartford, принимавшая участие в учениях Ice Exercise-2018. По замыслу учений, подлодка, выполнив ряд маневров, чтобы стать незамеченной для условного противника, должна была всплыть и провести пуски крылатых ракет Томагавк. Что-то пошло не так и 10 марта субмарина крепко вмерзла в лед, так и не выполнив поставленную учебно-боевую задачу. Россияне на помощь не успели, хотя и были готовы — американские подводники вызвали свой вертолет, чтобы вызволить лодку из ледяного плена.
Так что нынешние опасения Береговой охраны США (Coast Guard), давно присматривающейся к Северному Ледовитому океану и Севморпути, по поводу проведения учений отнюдь не напрасны. И отправить в одиночку (у США есть два ледокола, но только один из них относится к тяжелому типу) в Арктику судно Polar Star («Полярная звезда»), которому более 40 лет и заканчивается срок эксплуатации, было бы весьма рисковым делом. А тут еще эти вездесущие русские, которые чувствуют себя в Арктике как дома и, не дай бог, придут на помощь при вероятной аварии — стыда не оберешься.
— Россия, естественно, сможет выручить американцев, если они обратятся за помощью, — считает известный полярный исследователь и путешественник Дмитрий Шпаро. — Северный морской путь является территорией, где мы намереваемся развивать сотрудничество со всеми странами, цели которых связаны с научными исследованиями или транспортной необходимостью. И США здесь не исключение, другое дело, что американцы при отсутствии технических возможностей, в первую очередь ледокольного флота, пытаются вторгнуться в Арктику с «бокового входа» и на совместные действия по освоению заполярных широт идут без особой готовности.
Покорить Арктику США недавно попытались и при помощи… авианосца. Тут такой чисто американский стереотип — если где-то есть их авианосец, значит все, что находится в зоне досягаемости его палубной авиации, находится под контролем. В октябре 2018 года американский авианосец Harry S. Truman (Гарри Труман), который «спустил на воду» (принят на вооружение) в 1998 году президент Билл Клинтон, в сопровождении кораблей авианосной ударной группы НАТО отчаянно рванул в сторону Арктики. Последний такой «северный заход» ВМС США совершали еще в 1991 году.
Авианосец прошелся вдоль материковой части суши по Норвежскому морю, но ни до Баренцева моря, ни уж тем более до острова Шпицберген, так и не дошел. И там, где во всю шныряют при любой погоде корабли российского Северного флота (даже не ледоколы), «неженке» Гарри Трумену, не приспособленному для плавания в северных широтах, пришлось нелегко, по крайней мере авиация с палубы так и не взлетала. Говорят, что его командир капитан Ник Диена в сердцах воскликнул: «Да тут без трусов в воду не войдешь!». Врут, конечно, но авианосец вскоре покинул суровое море.
— Американские ударные авианосцы с эскадрами кораблей сопровождения без поддержки ледокольного флота в Северный Ледовитый океан попросту не войдут, особенно в период зимней навигации, — считает адмирал Владимир Комоедов. — А ведь хочется! Поэтому еще три года назад в сенатском комитете США по делам вооруженных сил возбудились на тот факт, что Америка существенно отстает от других стран, в первую очередь от России, по количеству ледоколов. Адмирал Джон Ричардсон, руководитель военно-морскими операциями, заявил, что ВМС США разработали план действий в Арктике. При этом он не преминул подчеркнуть, что Россия уже длительное время концентрируется на деятельности в Арктике. Вот сделал открытие!
— Даже если без шапкозакидательства — Россия уже контролирует все воздушное и морское пространство Арктики как минимум на 500 километров от своей береговой полосы. Слово «контролирует» — ключевое, но оно не означает, что мы занимаем эту территорию. С учетом шельфовой зоны Россия может претендовать на 350 морских миль. В обеспечении безопасности страны на северных рубежах используется глобальная система, позволяющая при помощи автоматизированных систем управления, спутников, носителей информации в море и на берегу, получать полные данные о ситуации в регионе. Все летающее в небе, ходящее по воде и под водой — в поле зрения системы, доработки которой еще продолжаются.
Тем не менее, даже несмотря на существенное российское военное преимущество по численности и обычным вооружениям в Арктике, было бы наивным полагать, что «арктические соседи» не строят своих планов по господству в этом богатейшем и перспективном во многих отношениях регионе земного шара. Помимо России арктические сектора есть у Дании (Гренландии), Норвегии, Канады и США. Для последних этот регион, как это водится, включен в сферу национальных интересов. Со всеми вытекающими последствиями — американцы явно намереваются доминировать и в этом, таком далеком, холодном и необжитом месте планеты.
— Наверно не нужно делить Арктику по национальному признаку, — говорит Дмитрий Шпаро. — Хотя именно российским первооткрывателям покорились арктические моря. Острова Вайгач, Новая Земля, Шпицберген, Медвежий открыли именно русские мореплаватели. Семен Дежнев прошел морем от Колымы до самой восточной части материка и открыл пролив между Азией и Америкой. Тем не менее, Россия не единственный претендент на богатый углеводородами участок арктического шельфа. Существует ряд неурегулированных вопросов по делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане. В частности, Россия и Дания оспаривают районы котловины Амундсена, хребта Ломоносова, котловин Макарова и Подводников, поднятия Менделеева. Также не решена судьба участка в районах котловины Макарова и поднятия Менделеева между Россией и Канадой. Но, объективности ради, можно сказать, что наша страна имеет неоспоримые преимущества, в том числе и территориальные, в освоении Арктики.
Фото ТАСС