Министры иностранных дел России, Турции и Ирана во вторник, 18 декабря, должны были собраться в швейцарской Женеве, чтобы обсудить состав сирийского конституционного комитета.
Этот орган было решено сформировать почти год назад, а задача его заключалась в том, чтобы написать новый основной закон страны. Между тем война в Сирии еще не закончена, Турция активно намекает на новую силовую операцию против сирийских курдов, а по поводу состава комитета есть большие разногласия. Все это, по мнению экспертов, отдаляет тот день, когда Сирийская Арабская Республика наконец заживет по новой конституции.
Ожидалось, что в женевских переговорах примут участие глава МИД РФ Сергей Лавров и его коллеги из Турции и Ирана Мевлют Чавушоглу и Джавад Зариф. Они должны были предложить спецпосланнику ООН по сирийскому урегулированию Стаффану де Мистуре состав участников сирийского конституционного комитета. В него входят представители официального Дамаска, оппозиции и гражданского общества. Вокруг последней группы возникло больше всего разногласий: каждая из сторон конфликта настаивала на угодных себе участниках, чтобы качнуть чашу весов в свою сторону.
Судя по всему, список наконец согласован. Сергей Лавров выразил уверенность, что комитет может начать работать уже в начале будущего года. Для спецпосланника де Мистуры успех нынешних переговоров тоже важен: скоро он слагает с себя полномочия и прорыв в сирийском урегулировании стал бы для него красивым финальным аккордом.
Однако эксперты настроены скептично. «Есть целый ряд проблем и по разногласиям, которые имеются у участников комитета, и по самой его работе, поскольку это длительный процесс сам по себе, — отметил в беседе с «МК» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис ДОЛГОВ. — Что касается встречи в Женеве, то она, безусловно, важна. Это шаг в направлении политического процесса, который должен идти в Сирии. Но если говорить о результатах этих переговоров, я все-таки не питаю больших иллюзий насчет того, что они кардинально изменят ситуацию. Да, будут обсуждения, решения, но это небыстрый процесс».
Кроме того, пока в Женеве обсуждают мир, Турция готовится к войне. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что силовая операция против курдов к востоку от реки Евфрат может начаться в любой момент, и турецкая армия уже к ней готова. Причем, по словам Эрдогана, эту наступление одобрил президент США Дональд Трамп. Если эта операция состоится, она станет третьей по счету массированной атакой на сирийских курдов со стороны Анкары. Первыми двумя были «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь».
«Действия Турции — это тоже одна из проблем, это не способствует продвижению политического процесса в Сирии, — продолжает Долгов. — Как известно, Эрдоган — довольно решительный и амбициозный политик, он, как правило, выполняет свои обещания. Нужно учитывать тот факт, что Турция — член НАТО, и США, естественно, заинтересованы в том, чтобы она им оставалась. И существующая договоренность с Соединенным Штатами открывает Анкаре дорогу для военной операции».