Американские авианосцы с угрожающей скоростью теряют свою боеспособность, что может привести к печальным последствиям в случае столкновения с флотами России и Китая. К такому парадоксальному выводу, ставящему под сомнение мировое лидерство ВМС США, приходит издание The National Interest.
Причем приходит не самостоятельно — к способности этого издания, что называется, ошарашивать читателя мы уже давно привыкли, а в результате изучения доклада Центра стратегических и бюджетных оценок (CSBA).
При этом главную слабость аналитики Центра видят в неспособности защиты авианосных ударных групп (АУГ) от ракетного оружия, которым обладают Россия и Китай. Но главную ответственность за противоракетную оборону Центр почему-то возлагает не на системы ПРО кораблей охранения, а на истребители-бомбардировщики, базирующиеся на авианосцах.
Да, с самолетами в ВМС США стало хуже, несмотря на то, что «хотели как лучше». В докладе говорится, что после 1991 года палубная авиация начала терять качество. На смену истребителям Grumman F-14 Tomcat пришли истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet и F/A-18E/F Super Hornet. В связи с чем сократилась дальность действия ударной авиации авианосцев. Ну а противолодочный самолет Lockheed S-3 Viking и вовсе сняли с эксплуатации, переложив решавшиеся ими задачи на вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk.
Вообще-то, кричать караул по поводу всех этих замен и перестановок довольно странно. Поскольку стратеги морской авиации руководствовались скорректированными критериями. Боевой радиус палубных самолетов снизился с 900 км до 725 км, но при этом ракетно-бомбовая нагрузка увеличилась с 6,5 тонны до 8 тонн. Но главное средство обнаружения авиационных и ракетных атак — палубный АВАКС — не только сохранилось, но и совершенствуется за счет повышения возможностей РЛС.
И вот это «караул» звучит вообще странно, если учесть, что скоро компания «Локхид Мартин» оснастит все авианосцы «лучшими в мире» палубными истребителями-бомбардировщиками F-35C. Но аналитики Центра будто бы и не знают о его существовании. Ну, или же сильно сомневаются в том, что этот самолет окажется лучше «Супер Хорнетов». Да, у этого самолета существенно больший боевой радиус — 1100 км. Но вот с вооружением большая непонятка. Говорится о девяти тоннах полезной нагрузки. Но это и на внутренней подвеске (4 точки), и на внешней (6 точек). Однако если использовать внешнюю подвеску, то от хваленой малозаметности не остается и следа.
Да, у F-35 более совершенная авионика. Однако использовать ее самолет сможет лишь при налетах на береговые цели. Потому что сражений с российскими самолетами в море быть не может, о чем мы поговорим ниже.
Необходимо сказать и об очень скромных планах ВМС США на «лучшие палубные самолеты в мире». F-35С будут произведены в количестве 260 машин. То есть на каждый авианосец поступит 26 таких самолетов. Это прекрасное свидетельство того, насколько самим американцам нужен этот чемодан без ручки, который нельзя бросить, поскольку на него уже истрачены громадные средства.
Остается неясным и еще один вопрос относительно того, насколько доклад Центра учитывает реальную ситуацию, которая складывается в американской морской авиации. В докладе говорится, что ожидать существенного ее усиления не приходится до 40-х годов. В то же время компания Boeing утверждает, что в начале 30-х годов она начнет поставлять перспективные палубные истребители-бомбардировщики, которые сейчас имеют условный индекс F/A-ХХ. И они будут принадлежать чуть ли ни к шестому поколению.
Видимо, это обещание «Боинга» аналитиков Центра не убедило.
В конце концов NI, цитируя подряд несколько компетентных американских комитетов, центров и фондов, занятых проблемами национальной безопасности, переходит от частного к общему. То есть к тому, что все беды американских вооруженных сил проистекают от недостаточности финансирования. И чтобы уберечь гордость нации — авианосцы — от всемирного позора, необходимо либо существенно повысить бюджет ВМС, либо сократить количество АУГ с десяти до восьми. Разумеется, сокращение будет тоже позором, хоть и не столь вопиющим.
В действительности данная публикация умалчивает подлинные причины того, почему американские плавучие аэродромы стали уязвимы для российских и китайских атак в случае возникновения серьезных военных конфликтов. И дело тут вовсе не в том, что ВМС якобы имеет недостаточно материальных ресурсов для ведения войны высокой интенсивности, и что компетентность специалистов оставляет желать лучшего. Дело в том, что даже при 150-процентном насыщении американского флота ресурсами, компетентными специалистами и современной американской техникой не удастся решить серьезнейшую проблему, связанную с появлением у России и Китая нового поколения ударного вооружения. Именно оно и способно с высокой степенью вероятности пускать на дно как корабли охранения АУГ, так и сами авианосцы.
Начнем с Китая. В Поднебесной создана первая и единственная в мире противокорабельная баллистическая ракета — DF-21D. Она базируется на колесном шасси и весит порядка 16−18 тонн. Большая масса боевой части — до полутора тонн — способна нанести авианосцу повреждения «несовместимые с жизнью». Гиперзвуковая скорость, с которой боеголовка выныривает из ближнего космоса, сводит к минимуму возможность ее перехвата.
К системе целеуказания для ракеты китайцы подошли в высшей степени обстоятельно. Прежде всего, именно для DF-21D была развернута группировка спутников оптико-электронной и радиоэлектронной разведки. Что позволяет ракете поражать не только неподвижные, но и перемещающиеся цели.
Дальность ракеты — 1500 км — приводит американских адмиралов в уныние, которое сопровождается бессильным скрежетом зубов. Уже неоднократно они заявляли, что в случае конфликта с Китаем АУГ не смогут приблизиться к его берегам ближе этого расстояния. И, соответственно, палубным самолетам не удастся подлететь на расстояние, достаточное для нанесения удара.
Точно так же американские АУГ с 2016 года не имеют возможности приблизиться на полетный радиус палубной авиации к территориальным водам России. Потому что в позапрошлом году была принята на вооружение противокорабельная ракета Х-32 класса «воздух-поверхность». К тому же с этой ракетой любой американский авианосец может повстречаться и в открытом океане, поскольку носителем Х-32 является ракетоносец Дальней авиации ВКС Ту-22М3 — его боевой радиус достигает 2500 км.
Для ракетоносца операция по нанесению ракетного удара по АУГ является гарантированно безопасной — ему нет необходимости приближаться к зоне ПВО/ПРО АУГ, потому что Х-32 он выпускает за ее пределами.
Дальность пуска ракеты — до 1000 км. Скорость — от 4000 км/ч до 5400 км/ч или до 1500 м/с, что составляет 3,5М-4,6 М. То есть это совсем неподалеку от гиперзвуковой скорости, которая начинается от 5 М. Радиолокационная ГСН захватывает цель (эсминец, не говоря уж об авианосце) на удалении в 200−300 км.
Интересно, что при создании ракеты не преследовалась цель снижения ее заметности. Поскольку, даже будучи обнаруженной РЛС противника, Х-32 практически недоступна для противоракет корабельной системы ПРО «Иджис».
После старта Х-32 поднимается на высоту в 40 км и совершает горизонтальный маневрирующий полет. И в этом режиме ракета находится в полной безопасности. Поскольку у самых совершенных противоракет RIM-174 SM-6 ERAM, принятых на вооружение в 2013 году и установленных на эсминцах «Орли Берк» в системе ПРО «Иджис», максимальная высота перехвата всего лишь 33 км. К тому же SM-6 способна перехватывать аэродинамические цели, скорость которых не превышает 800 м/с. А у Х-32 — 1500 м/с.
Есть, правда, еще одна ракета, которая предназначена для перехвата целей на больших высотах — SM-3. Для нее 40 км — это «детская» высота. Но SM-3 работает с баллистическими целями, которые не изменяют свою траекторию. В то время как Х-32 активно маневрирует и по курсу, и по тангажу. И при этом имеет практически гиперзвуковую скорость.
Х-32 является для ракет «Иджис» чрезвычайно сложной целью и тогда, когда она начинает пикировать на эсминец или авианосец практически отвесно. Это предопределено захватом цели головкой самонаведения противоракеты всего лишь на расстоянии 8−12 км, что недостаточно для того, чтобы вывести противоракету на цель, имеющую высокую скорость. Причем перехват возможен лишь при точном попадании, поскольку противоракеты эсминцев УРО имеют кинетическую боевую часть.
Подсчитано, что вероятность перехвата Х-32 не превышает 0,05−0,08. Это в том случае, если целеуказание противоракете выдает запускающий ее корабль. В случае целеуказания от другого корабля или самолета АВАКС вероятность еще ниже — 0,01−0,02.
Однако два эсминца УРО за время подлета Х-32 смогут выпустить 20−30 противоракет, что существенно повысит вероятность перехвата. Но и атака будет не одной ракетой. Ту-22М3 переносит пару Х-32. И участвовать в операции будет не один ракетоносец. Звено из трех Ту-22М3 гарантированно уничтожит оба эсминца УРО, охраняющих авианосец. Эскадрилья из 12 ракетоносцев вычеркнет из состава ВМС США всю авианосную ударную группу.
Имеющегося на вооружении России вооружения вполне достаточно для того, чтобы эффективно бороться с АУГ, которые еще совсем недавно казались неуязвимыми. Но совсем скоро будет готова гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон». И тогда шансы на выживаемость авианосцев еще больше снизятся.
Фото ТАСС