В Мире

Новый морской закон Украины: Напасть на москаля стаей, загрызть и атаковать Крымский мост

19 декабря секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов сообщил о намерении вновь осуществить проход военных кораблей через Керченский пролив. Но на этот раз корабли пойдут на очередной приступ Крымского моста не одни.

«Мы предлагаем и нашим партнерам принять участие в этом проходе из украинских черноморских портов в украинские порты на Азовском побережье», — заявил Турчинов.

Он добавил, что украинские власти пригласят представителей ОБСЕ, а также других международных организаций для присутствия на кораблях во время их прохождения через пролив. То есть под пушки российских пограничных катеров и береговой охраны Киев предлагает подставить европейских и американских наблюдателей.

Примечательно, что за сутки до этого, 18 декабря Украина, сорвав все мыслимые и немыслимые сроки исполнения поручений своего президента, получила, наконец, новый вариант собственной Морской доктрины. Документ, на разработку которого в 2015 году Петр Порошенко дал кабмину всего три месяца, в Киеве готовили больше трех лет. Почему? Похоже, в украинской столице слишком многие в душе разделяют недоумение Витольда Фокина, первого премьер-министра после обретения «незалежности» (с 17 сентября 1991 года по 1 октября 1992 года): «А навіщо нам той флот? Якщо буде потрібно щось перевезти, то наймемо два човни і перевеземо».

Сегодня публично заявлять такое в Киеве чревато для здоровья любого политика. Украина давно бьется в истерике по поводу действий России в Азовском и Черном морях. Убытки Мариупольского и Бердянского портов тянут их на финансовое дно, Крымским мостом озабоченные дяди в камуфляже охотно пугают «малят» в детских садах, а под Геническом прибрежные воды они же заваливают противодесантными минами, опасаясь безнаказанной высадки российской морской пехоты.

Сильно взгрустнувшие по этому поводу сознательные и патриотичные громадяне с надеждой ожидают от президента Украины немедленных решений о срочном ренессансе своих Военно-Морских сил. А в столице юмора Одессе по этому поводу рассуждают так: «Военно-морской флот Украины — это как тот суслик. Его никто не видит, а он есть. Корабли есть, моряки есть, а флота нет».

Вот на таком-то фоне и родился в минувший вторник второй вариант Морской доктрины Украины. А чем оказался плох первый, принятый и, конечно, немедленно погубленный «злочинной» украинской властью еще в 2009 году?

Официозные комментаторы в Киеве отвечают на это так. Главное — в том, первом варианте документа, неверно были названы стратегические угрозы Украине с морских и океанских направлений. Никто, мол, при президенте Викторе Ющенко, подписавшем в 2009 году оказавшуюся сегодня абсолютно негодной еще прежнюю Морскую доктрину, и подумать не мог, что побережье его страны окажется под прицелом именно российских корабельных орудий и ракет. Поэтому, мол, страна, ее народ и руководство были неверно ориентированы.

Это записной-то русофоб Ющенко, никогда не скрывавший симпатий к ОУН-УПА*, не считал Россию вековечным врагом своей страны? Он, мгновенно отбросивший принципы партнерства с Москвой, откровенно, буквально за шиворот тащивший Украину в НАТО, не понимал, к чему сам же дело и ведет? Это же просто смешно.

Другое дело, что политическое руководство соседней страны в минувшие четверть века, как представляется, ни разу и ни в одной сфере хозяйствования не продемонстрировало хоть какой-то склонности к долгосрочным прогнозам. Поэтому и с доставшимся от СССР богатейшим наследством Киев вел себя как мародер, ворвавшийся во взятую штурмом крепость. Не в последнюю очередь — в том, что касается флота, о котором теперь сам так печется в новом варианте Морской доктрины.

Причем, иллюстрацией этому служит не только судьба боевых кораблей и вспомогательных судов, к своему несчастью поднявших украинские флаги после раздела ЧФ в 1997 году. 65 из них, как известно, новыми хозяевами почти мгновенно были проданы по цене металлолома и сгинули в чужеземных мартенах. А гроши «самостийные» дельцы быстренько распихали по собственным карманам.

В России менее известно другое: точно такая же злая судьба в 90-е годы настигла и гражданский флот Украины. В частности — базировавшееся в Одессе богатейшее Черноморское морское пароходство (ЧМП).

К 1991 году это была крупнейшая в Европе и вторая в мире судоходная компания. В составе которой очень успешно работали 367 различных судов, 1100 единиц вспомогательного флота, 11 портов, три судоремонтных завода, управление технического флота «Черазморпуть», экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ, ремонтно-строительный трест. Общая численность персонала свыше 100 тыс. человек, в том числе — около 30 тысяч моряков. Годовая выручка за один только 1991 год — 270 миллионов советских рублей и 788 миллионов долларов (почти миллиард долларов в год! Примерно столько сегодня Украина на коленях регулярно клянчит у МВФ).

Всего через несколько лет после перехода «под державную руку Украины» от роскошного ЧМП остались рожки да ножки. Первоклассные суда были за бесценок проданы в офшорах в погашение искусственно созданных долгов. Остальные, не мешкая, за бесценок отправлены на металлолом. Только с августа 1995-го по март 1997 годов — около 60 судов. Порты и заводы пароходства мгновенно стали загибаться без работы. Между тем, по сообщению депутата Верховной Рады Украины Григория Омельченко, на личном валютном счету № 457, открытом 4 февраля 1993 года в банке города Сант-Морис (Швейцария) на имя Александра Кравчука, сына первого президента Украины Леонида Кравчука, волшебным образом добавилось 1,3 миллиарда долларов.

Впрочем, ни новость от Омельченко, ни множество других на ту же скандальную тему, украинскую юстицию совершенно не заинтересовали. Зато теперь, после принятия второй редакции Морской доктрины своей страны, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян на удивление бодро записал в Facebook: «Украина не ослабит своих позиций на море, не прекратят свою работу украинские порты. Обновленная Морская доктрина Украины — это комплексный стратегический документ, определяющий приоритеты последовательной морской политики Украины на долгосрочную перспективу».

При этом простые украинцы наверняка недоумевают: «А, собственно, какими силами будем проводить эту самую «последовательную морскую политику»? На такой вопрос давно ответила даже бесконечно далекая от морей и океанов Монголия. Под ее флагом по всему мировому океану ходит нынче порядка 400 судов различного назначения.

Собственным торговым флотом располагает даже новая «великая океанская держава» Молдавия. Ее суда приписаны к собственному крошечному дунайскому порту Джурджулешты в 133 километрах от выхода в Черное море. Порту принадлежит 480 метров (метров!) речного побережья, которое Кишинев получил от Украины в обмен на участок автодороги у села Паланка Штефан-Водского района Молдавии.

Понятно, что и «монгольском», и в «молдавском» вариантах речь идет о так называемых «удобных флагах», под которые из соображений экономической выгоды стремятся многие мореплаватели из разных стран. Судя по первым комментариям к еще неопубликованной новой Морской доктрине Украины, теперь и Киев мечтает о таком же.

Впрочем, все это для соседней страны нынче хотя и очень важно в экономическом отношении, но все же второстепенно. Опять же, судя по комментариям, главное в Морской доктрине — ее военные аспекты. Потому что в Киеве уже заявили, что новый документ определил основы морской политики этого государства на период до 2035 года. И, конечно, совершенно неслучайно на днях командующий Военно-Морскими силами страны вице-адмирал Игорь Воронченко подписал разработанную совместно со специалистами из Великобритании, Норвегии, Польши, США, Турции и Швеции Стратегию развития ВМСУ ровно на такой же период. За основу взят опыт «ведущих стран мира». А именно — Доктрина морских операций НАТО AJP-03.

Таким образом, очевидно, что Стратегия развития ВМСУ и Морская доктрина Украины — логически взаимосвязанные документы.

Итак, как же за предстоящие полтора десятилетия Киев мечтает увеличить собственные боевые возможности на море? Главным образом — за счет строительства многочисленного «москитного флота», основу которого должны составить боевые катера различного класса и назначения. При этом за основу из-за хилости бюджетных возможностей Киев решил взять подобные программы стран, которых к морским державам не отнести при всем желании. Скажем, заместитель начальника штаба Командования ВМСУ по евроатлантической интеграции капитан 1 ранга Андрей Рыженко намеченные в Стратегии перспективы прокомментировал так:

— ВМС Украины в вопросах создания ударного морского ракетного потенциала целесообразно использовать зарубежный опыт. Например, ВМС Катара, личный состав которых насчитывает всего 1800 человек, уже создали потенциал сдерживания с 300 крылатыми ракетами типа «Экзосет» различных модификаций. Эти 300 ракет рассредоточены на всех корабельных платформах ВМС Катара. А именно — на трех ракетных катерах типа «Комбатант» и четырех ракетных катерах типа «Вита» производства Франции и Великобритании соответственно. Каждый ракетный катер имеет около 500 тонн водоизмещения и несет восемь ПКР. Это очень полезный для нас опыт. На сегодня отечественная промышленность предлагает украинскому флоту в качестве ударных платформ ракетные катера типа «Лань». Надеемся, что они оправдают наши надежды и подтвердят заявленные характеристики.

Вообще говоря, брать за пример флот Катара — согласитесь, это как-то мелковато для страны с еще недавно океанскими амбициями и прекрасной кораблестроительной базой. Но и военным морякам похожего на чумака-оборванца Киева приходится по одежке протягивать ножки.

Однако даже на этом незавидном пути ВМСУ ждут серьезные засады. Они даже не в том, что ни одного ракетного катера «Лань» на сегодня нет не только на плаву, но даже и на стапелях. Главная проблема в другом. По мнению бывшего заместителя начальника Генерального штаба украинской армии вице-адмирала Игоря Кабаненко, создание пусть и «москитного», но все же хоть сколько-нибудь боеспособного флота потребует от Киева ежегодных ассигнований в сумме не менее четверти военного бюджета страны.

Вы хоть на секунду можете допустить, что такое на обобранной до нитки и воюющей с восставшим Донбассом Украине возможно? Я — совершенно твердо уверен, что такого не произойдет, прими Киев хоть сотню Морских доктрин.

Уверен потому, что в свое время прочитал откровения снятого в апреле 2016 года с поста командующего ВМСУ вице-адмирала Сергея Гайдука: «До аннексии (так официальные власти Украины называют возвращение Крыма в Россию — „СП“) мы имели системную проблему недофинансирования — в среднем средства выделялись в размере до 15% от потребности. Это был фурор, когда в один из годов флот получил около 30% от потребности на восстановление и поддержание технической готовности».

Так это вы учтите, что речь Гайдук ведет вовсе не о строительстве каких-либо кораблей или катеров, а о поддержании на плаву того старья, что пару лет назад находилось у него в подчинении и грозило затонуть прямо у собственных причалов. Но даже и поддержание на плаву Киев соглашался финансировать в лучшем случае на треть. А на какие же шиши этой стране прикажете строить новый военный флот? Пусть на худой конец и «москитный»?

Поэтому после утверждения Киевом второго варианта собственной Морской доктрины вопрос возникает единственный: «Когда именно там возьмутся за столь же пустопорожний третий вариант? Сразу после поражения Порошенко на предстоящих в марте президентских выборах или немного погодя»?


* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.

Источник

Фото АР

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.