В любом заборе должна быть калитка, даже если это забор воинской части, где предусмотрено КПП. Глупо лезть через ограждение, если только не воровать соседские яблоки или пытаться выведать военные секреты.
В первом случае можно получить заряд соли в мягкое место, во втором нарваться на предупреждение: «Стой! Стрелять буду!», за которым может последовать не только предупредительный выстрел в воздух. Но никак не отпускает Украину фраза: «Ежики плакали, кололись, но продолжали грызть кактус» — флот «незалежной» опять готовится войти в Керченский пролив. И, непременно, — с боем. Не, ну а как еще? Не разрешение же испрашивать.
Если хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах. Вот зачем, спрашивается, Украина анонсировала сейчас устами секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александра Турчинова новый поход военных кораблей через Керченский пролив? Кого хотели посмешить? Если Россию, то это совершенно бесполезное сотрясение воздуха — о том, что Киев готов применить очередную подлянку и любой ценой организовать провокацию, так об этом в Москве прекрасно осведомлены. И не только в Азовском море, но и на границе с Крымом в районе Перекопа, на южном направлении в Донбассе, где греют двигатели в ожидании команды к атаке украинские танки. Да мало ли еще о каких дурных помыслах известно. Правда большая их часть так и застывает на кончике пера украинских политиков и высокопоставленных военных. Как говорится, собака брешет, а караван идет.
И тут Турчинов, который раскрыл замыслы Киева, заявив что «если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру самопровозглашенные новые морские границы в Черном море, де-факто легализовав оккупацию Крыма», со сроками проведения подобной операции не стал горячиться. Ограничился расплывчатой фразой, что «с этим вопросом медлить нельзя», которая фактически означает — «никогда», по крайней мере, в обозримой перспективе». При этом с видом смертника, готового лечь грудью на амбразуру, патетически произнес: «У нас нет альтернативы таким действиям!». Всё, Турчинов, пацан сказал — пацан сделал, иди, кидайся на пулемет. Но, как говорят на самой Украине, «дурных нема» и глава СНБО рисковать своей жизнью явно не намерен. Вот чужими — пожалуйста.
Собственно, все эти громкие заявления о новом «походе» на Керченский пролив, рассчитаны на одни уши и они, естественно, американские. И лейтмотив нынешних высказываний Турчинова заключается именно в желании привлечь западных партнеров, которым следует направить свои корабли для участия в демонстрационном прохождении конвоя из Черного в Азовское море. Ну, надо же как-то вынудить Россию считаться с международным правом. Своим полузатопленным флотом это сделать не получается, да и международное право явно не на украинской стороне в этом вопросе, так что без иностранной помощи тут никак.
Впрочем, на предложение к НАТО присоединиться к военно-морскому походу Украины ответа так и не последовало. Не горят особым желанием идти в бой и США. Президент Трамп тут давеча сгоряча заявил о том, что посылает американские корабли в Черное море, их проход даже был согласован с Турцией, но в последний момент все отменилось. То ли дорого, то ли небезопасно, то ли насторожила позиция европейских лидеров, которые не сочли «керченский инцидент», во время которого Россия применила разумную силу по факту нарушения своих территориальных вод, поводом для ужесточения санкций. В общем, дырку вам от бублика, товарищи украинцы, а не US NAVY в Азовском море.
Не спешить сдаваться в подобных ситуациях Турчинова научил, несомненно, главный интриган Украины Порошенко, который сам не раз получал от ворот поворот, но тут же заходил с другого конца. Вот и секретарь СНБО высказал надежду, что во время следующего похода украинских кораблей через Керченский пролив они (надо полагать США и НАТО) хотя бы направят к нам своих наблюдателей. «Когда к этому вопросу будет приковано внимание ведущих стран мира, Россия подожмет хвост и не рискнет агрессивно действовать», — считает Турчинов. Ну да, жар чужими руками загребать это тоже сейчас в украинском тренде. При этом хотелось бы посмотреть на «наблюдателя», который в здравом уме и твердой памяти решится на военном корабле иностранного государства нарушить границу другого государства, которая должным образом охраняется. Что-то сомнительно. Вон американский эсминец «Дональд Кук» драпанул от берегов Крыма лишь после воздействия системы РЭБ «Хибины», которыми его «ослепил» российский Су-24, а тут будет вероятность схлопотать снарядную болванку в борт.
Не все, конечно, так иллюзорно в конфликтной ситуации в Керченском проливе и в США готовы использовать любой повод, чтобы подставить России подножку. Вот и сейчас, сразу после заявлений Турчинова, 41 из 100 действующих американских сенаторов призвали президента Трампа провести многонациональную (опять-таки не сами, в одиночку и им ссыкотно) операцию против России в Черном море. Это необходимо, по их словам, для «обеспечения свободы судоходства» и демонстрации поддержки «международно-признанных границ». Ну и как без этого — «дать отпор чрезмерным притязаниям России на суверенитет», надо полагать, что «униженной» Украины.
Сенаторы оперировали законом США «О противодействии врагам Америки посредством санкций». Понятно, кто враг американцам. При этом они призвали президента использовать свои полномочия для расширения возможностей украинских военных. Но ведь расширяли уже — шесть надувных моторных лодок поставили, два старых пограничных катера (без вооружения) продали, это же целая флотилия получается. Видимо, она-то и пойдет штурмовать Керченский пролив.
Кстати, о заборе и калитке. Украинские суда, равно как и военные корабли (при ряде условий, включающих в себя и отсутствие агрессивных помыслов) могут проходить Керченский пролив на законных основаниях. Достаточно подать заявку на прохождение самого залива и под Керченским (Крымским) мостом за 12−24 часа в зависимости от типа судна (корабля). И когда в сентябре 2018 года два украинских корабля сделали все согласно Правилам, то никто не препятствовал их проходу и тем более не задерживал. В отличие от ситуации 25 ноября этого года, когда «москитный» флот Украины попытался пойти на прорыв без каких-либо согласований с российской стороной, что и привело к нежелательным последствиям.
К слову, согласно ФЗ РФ № 4730 от 2016 года (О государственной границе Российской Федерации) ст. 30 п. 19, российские пограничники имеют право «преследовать и задерживать за пределами территориальных вод РФ судно, нарушившее международные договоры РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно». Так что все стенания Украины по поводу захвата «невинных» — в пользу бедных. Закон не надо нарушать.
Давайте посмотрим еще на географическую, а заодно и политическую карту мира, а конкретно на обозначенную территорию. Азовское море является закрытой водной акваторией, имеющей выход в Черное море через Керченский пролив, который принадлежит России. Здесь никогда не бороздили морские воды ни эсминцы, ни крейсеры, ни уж тем более авианосцы. По большому счету, российский флот сюда тоже не заглядывает — лужа Азов. Но территорию прикрывает как тыловую часть.
Украинский флот на Азовском море и раньше был представлен лишь пограничными катерами и списанными за давностью лет посудинами, которые давно потеряли статус «боевой корабль». Некий статус Азова попытался озвучить украинский президент Порошенко, который еще в июне 2016 года объявил о вхождении в состав ВМС двух бронекатеров «Гюрза-М» (всего их было построено 6, сейчас осталось по известным причинам 4), которые должны были бороздить украинские воды Азова. Если объективно — хорошие катера, но только для борьбы с контрабандистами и браконьерами на реках. Это — точно не флот, которым украинское военно-морское командование пытается изобразить «политику авианосцев».
Анализ сил и средств украинских ВМС свидетельствует (без обид) — флота, как такового нет. Флагман — типа фрегат «Гетман Сагайдачный», это бывший пограничный советский сторожевой корабль, которому теперь только в кино сниматься. Единственная «подводная лодка в степях Украины» — дизельная субмарина «Запорожье» весной 2014 года так и не смогла покинуть берега Крыма, тоже интересна только Голливуду. Бронекатера — не в счёт. В сухом украинском военно-морском остатке — лишь пара недостроев из ржавеющего наследия. И с этим «богатством» Украина готова идти на прорыв Керченского пролива?
А вот что о ситуации в Керченском проливе говорит капитан 1 ранга в отставке, военный обозреватель «СП» Сергей Ищенко:
— Тут надо обратить внимание на несколько обстоятельств. Первое: заявление 41 сенатора США последовало сразу после того, как Турчинов заявил о готовящейся новой провокации в Керченском проливе. Второе: буквально несколько дней назад министр обороны Украины Степан Полторак побывал в Пентагоне. О цели его визита за океан Киев высказался только в самых общих выражениях. Однако логично предположить, что эти два события тесно связаны между собой. Полторак наверняка был просто вызван в американское военное ведомство для получения последних инструкций о намеченном прорыве через Керченский пролив.
Это, на мой взгляд, подтверждает, что провокация под Керчью полностью задумана и координируется американцами. А вероятнее всего — и разработана в Пентагоне.
Могу предположить, что американцы будут и сами активно участвовать в этой операции. Не исключено — накануне в полном соответствии с конвенцией Монтре они введут пару своих эсминцев УРО через Босфор в Черное море. Туда же подтянется и британский разведывательный корабль HMS Echo, 17 декабря «очень кстати» заранее вошедший в одесский порт. А в день проведения операции украинцами в рамках международного морского права эти силы НАТО подойдут к кромке территориальных вод России в районе Крыма.
Естественно, ни о каком применении оружия кораблями 6-го флота ВМС США и речи не пойдет. Но политическая поддержка усилий Киева получится очень наглядной.
Что в этой ситуации может предпринять российская сторона? Заранее перегородить узкий проход под Крымским мостом. Например, крупным сухогрузом под предлогом поломки его двигателя. Или, скажем, начать срочные работы по ремонту одной из опор самого моста и полностью остановить любое движение из Черного в Азовское море. Потому как оказывать открытое противодействие, открывать стрельбу мы в сложившейся ситуации вряд ли станем.
Обратил бы внимание еще вот на что. Киев оба своих предшествовавших прохода через Керченский пролив — и удавшийся в сентябре, и пресеченный российскими пограничниками в ноябре — осуществлял исключительно в сопровождении буксиров. Один из которых сейчас стоит в украинском Мариуполе, второй, арестованный, — в российской Керчи. Всего у ВМСУ в Одессе осталось только два буксира. Неизвестно, на ходу ли они? Поэтому новый прорыв ВМСУ организовать, скорее всего, даже с помощью американцев будет непросто.
Фото ТАСС