Фильм А. Роома «Серебристая пыль», снятый в 1953 г., — одно из редких обращений советского кинематографа к научной фантастике. В СССР вообще жанр фантастики не считали серьезной литературой, относя ее к развлекательному жанру для школьников, который должен служить для популяризации науки и подвигнуть подрастающее поколение к научному поиску. Поэтому фантастические фильмы советской эпохи можно пересчитать на пальцах.
Фильм представляет собою политический памфлет, где США показывается в самом неприглядном виде. Именно за этот антиамериканский пафос фильм был ошельмован в годы Перестройки «прогрессивными» писаками. Да, клюквы в фильме хватает. Думаю, что американец вряд ли бы узнал на экране свою страну. Но это касается кинематографа всех стран, когда там снимали фильмы про заграничную жизнь (вспомнить хотя бы «Красную жару»). На экране мы видим обобщенный образ Америки, создавшийся в сознании советских людей начала 50-х гг. прошлого века: гангстеры, религиозные фанатики, Ку-клукс-клан, расовая сегрегация, продажные полицейские и судьи, всемогущие корпорации (тресты, как их тогда предпочитали называть), борющиеся за государственные заказы, коррумпированные генералы, укрывательство фашистских военных преступников. Именно за этот неприглядный облик Америки обрушивались критикой на фильм в годы Перестройки и позднее. Критикуют за это и сейчас. Но вся проблема в том, что показанное в фильме – правда. Это было, а кое-что, вроде всесилья мафиозных кланов и тотальной коррупции — правда до сих пор.
Обратим внимание, хотя бы на центральный конфликт фильма. Беспринципный американский ученый, разрабатывающих страшное оружие массового поражения – радиоактивную серебристую пыль, которая за считанные минуты может убить миллионы людей, а вскоре распасться на безвредные элементы. За это открытие, которое американские генералы готовы применить без всяких колебаний против СССР, борются два могучих американских треста (и американские генералы выбирают тот трест, который заплатит им больше). Что здесь неправда? Уже давно стали известны планы США по атомной бомбардировке СССР. И после вторжения США в Ирак, Афганистан, бомбардировок Югославии, Ливии, Сирии, на которых американские корпорации и генералы заработали миллиарды, уже фильм 1953 г. не кажется фантастикой. Когда представитель треста требует провести испытания серебристой пыли на людях – это опять не кажется фантастикой, когда вспомнишь, как президент Клинтон извинялся перед американским народом за преступные опыты над людьми, когда ничего не подозревающим людям под видом витаминов давали принимать радиоактивные материалы или облучали смертельными дозами радиации под видом лечения. Так называемые исследование Тасгики вообще за гранью добра и зла, когда негров заражали сифилисом и следили за развитием болезни, не оказывая лечения. Так что если в фильме есть фантастический элемент, то он правдив.
Эпизод с обвинением группы негров в изнасиловании белой женщины и смертный приговор невиновным – это опять не вымысел. Это реальные факты. В основу этого эпизода был положен случай американской истории, известный как «Мальчики из Скоттсборо» (Scottsboro Boys), произошедшем в 1931 г. Девять молодых негров (в возрасте от 12 до 20 лет) в штате Алабама были ложно обвинены в изнасиловании двух белых американок и приговорены судом к смертной казни. Дело вызвало большой резонанс в обществе. Белое общество Америки требовало смерти неграм, несмотря на явную несостоятельность обвинения. Только вмешательство коммунистической партии Америки, которая добилась пересмотра дела, смертные приговоры были отменены. Но, тем не менее, суд приговорил часть обвиняемых к длительным срокам заключения. Только с четверых обвиняемых были сняты обвинения и они были выпущены на свободу, после 6 лет пребывания в камере смертников. Сцена фильма, где толпа ку-клукс-клановцев идет линчевать, содержащихся в тюрьме негров, опять не выдумана. Толпа линчевателей действительно собралась перед тюрьмой в Скоттсборо, требуя выдать негров на расправу (на юге США это было обычным делом – за это даже не наказывали). И только мужество шерифа, отказавшегося выполнять требование толпы, спасло обвиняемых – тут фильм расходится с фактами.
Не является вымыслом и немецкий военный преступник доктор Шнайдер, спасший свою шкуру от справедливого возмездия в США. Тысячи военных преступников и пособников нацистов в то время нашли убежище в США и поступили на службу американским спецслужбам и корпорациям. Яркие примеры – нацистский военный преступник Вернер фон Браун и японский палач из отряда 731 Сиро Исии.
Да, есть в фильме и характерные советские штампы того времени о западном обществе, где люди делились на преступных алчных капиталистов и прогрессивных людей, которые борются за права человека и мирную политику. Но и такие люди тоже были в Америке.
Стоит отметить, что, не смотря на весь обличительный пафос фильма, сам по себе фильм является великолепным образцом фантастики 30-50-х гг. По сути, перед нами распространенный в фантастике того времени сюжет о «сумасшедшем ученом». Вот как язвительно охарактеризовал этот сюжет И. Ефремов в статье 1962 г. (когда такие сюжеты стали архаизмом): «Другое издевательское название для таких произведений — «ЭмЭс» (Mad Scientist) — безумный ученый, то есть гениальный одиночка, открывающий ужаснейшие способы истребления людей или потрясения всей планеты — очень частый аксессуар англо-американской научной фантастики». Как видим, но такой сюжет с «сумасшедшим ученым» не обошел стороной и советскую фантастику. Стоит вспомнить роман А. Беляева «Властелин мира» или роман А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Фильм «Серебристая пыль» – замечательный образец фантастического кино, снятого патриархом советского кинематографа с блистательными актерами. Что же до антиамериканского пафоса – время было такое.
Режиссер – А. Роом
В ролях:
Михаил Болдуман — профессор Самуэль Стил,
Софья Пилявская — Дорис Стил,
Валентина Ушакова — Джен,
Николай Тимофеев — Аллан О’Коннел,
Всеволод Ларионов — Гарри, младший сын Дорис Стил,
Владимир Белокуров — Эптон Брюс, Президент Южного химического треста,
Ростислав Плятт — МакКеннеди, генерал,
Григорий Кириллов — Курт Шнейдер,
Александр Ханов — Чарлз Армстронг, доктор,
Валерий Лекарев — Гидеон Смит,
Геннадий Юдин — Дик Джонс,
Зана Занони — Мери Робинсон,
Д. Колмогоров — Бен Робинсон,
Александр Пелевин — Джо Твист,
Лидия Смирнова — Флосси, девушки из бара,
Осип Абдулов — шериф Смайлс
Леонид Пирогов — задержанный безработный в полицейском участке (нет в титрах)