В уходящем году прежде сугубо мирное Азовское море внезапно для многих превратилось в «горячую точку», способную довести до точки кипения весь мир. Это море и Керченский пролив не просто вошли — они с самого начала 2018-го прямо-таки ворвались в международную информационную повестку.
\Случилось это после 25 марта 2018-го, сразу вслед за ничем не мотивированным захватом вблизи Бердянска украинскими пограничниками крошечного российского рыболовецкого сейнера «Норд», приписанного к крымскому порту Керчь. С той поры между Москвой и Киевом началась ожесточеннейшая военно-политическая свалка, которой не видно конца. И которая к сегодняшнему дню вылилась во введение режима военного положения в 10 приграничных с Россией и Приднестровьем регионах Украины на срок до 26 декабря 2018 года.
Закономерный результат этой многомесячной потасовки — несколько дней назад в Соединенных Штатах Азовское море и Керченский пролив названы в числе четырех самых конфликтных районов в разных частях света (наряду с Персидским заливом, Корейским полуостровом и Южно-Китайским морем), из-за которых в 2019 году способна вспыхнуть Третья мировая война.
Таково мнение Роберта Фарли, профессора Военного колледжа Сухопутных войск США. Его приводит издание National Interest. Американский профессор пугает нас так: «Учитывая продолжающиеся трения между Россией и США, даже несущественный сдвиг (в районе Азовского моря и Керчи — „СП“) может угрожать тому шаткому балансу, который держался последние несколько лет, в результате чего Восточная Европа может погрузиться в хаос».
Оговоримся сразу: как представляется «Свободной прессе», National Interest излишне драматизирует ситуацию. Москва в силу всем известных экономических и политических причин менее всех заинтересована обострять противостояние с Украиной. В том числе — и на Азове. Иное дело — Украина. Киев наоборот — только и ждет нового кризиса, чтобы в очередной раз громко прокричать в сторону союзного ему Вашингтона «Караул! На помощь!». Но силенок для новых провокаций у режима Порошенко слишком мало. Хотя не сказать, что их нет совсем. Поэтому день ото дня обстановка вокруг Азовского моря все тревожней.
В самом общем виде картина здесь к концу 2018 года такая. Давно уже все члены экипажа «Норда» кроме его капитана Владимира Горбенко Киевом отпущены по домам. Пытаясь хоть как-то сохранить лицо, Украина объявила сейнер, послуживший спусковым крючком чреватого военным столкновением кризиса в Азовском море, конфискованным за ни кем не доказанное нарушение пограничного режима. 7 ноября Киев попытался за 58 тысяч долларов «сбагрить» сейнер на торгах хоть кому-то. Никто из украинских граждан судно не берет. Потому что, видимо, понимает: ловить рыбку для нового хозяина «Норд» сможет лишь в считанных метрах от бердянского причала. А выйдет в Азовское море — тут же будет конфискован уже российскими пограничниками. И отправлен туда, куда положено. То есть — в родную для него российскую Керчь. При таком раскладе терять доллары на рискованную покупку на «незалежной» — «нема дурных».
Однако с того марта между двумя нашими странами начался такой жестокий мордобой, что про «Норд», кажется, вообще все уже и позабыли. В Министерстве обороны Украины заявили, что для противостояния российскому военному присутствию приступают к срочному строительству первой своей военно-морской базы на Азовском море. По словам командующего ВМСУ вице-адмирала Игоря Воронченко, лучше всего для этого подойдет как раз Бердянск.
Однако с базой с самого начала дело пошло именно так, как обычно на сегодняшней Украине. То есть — наперекосяк.
Украинский флот по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины должен был твердой ногой встать в Бердянске до конца нынешнего года. То есть — буквально через несколько дней быть готовым к бою в Азовском море. Однако ни новых причалов, ни узлов связи и казарм, ни отремонтированных штабных зданий в этом городе так и не появилось.
Более или менее благополучно в сентябре удалось перебросить из Черного в Азовское море лишь два бронекатера — «Лубны» и «Кременчуг». И то — лишь потому, что из Одессы привезли их не по морю, а по асфальту, на автотрейлерах.
Попытки еще два таких же катера («Бердянск» и «Никополь») 25 декабря переправить в новую базу через Керченский пролив более привычным для любого флота путем завершились первым в истории боевым столкновением с нашими пограничниками. А все потому, что организаторам этого «прорыва» очень не хотелось следовать строгому российскому закону, регламентирующему прохождение пролива.
Как определила Москва? Сначала за сутки прислать в Керчь официальное уведомление о запланированном проходе. Потом встать на якорь на подходе к Керченскому мосту в ожидании лоцмана. Ну, уж нет, рассудили в Киеве. Потому что Крым — «це Украина». И пошло-поехало…
В итоге орудийной пальбы на траверзе Керчи «Бердянск» и «Никополь» вместе с сопровождавшим их рейдовым буксиром «Яны Капу» под строгой охраной на неопределенный срок в ожидании суда принудительно ошвартованы в Керчи. А их экипажи — в московских следственных изоляторах «Лефортово» и «Матросская тишина».
С той поры Киев неустанно бьют в боевые барабаны. «Так будут ли украинские военные корабли еще пытаться пройти через Керченский пролив?», — спросили секретаря СНБО Украины Александра Турчинова журналисты. Ответ был в стилистике великого полководца Александра Македонского: «Да. Это для нас принципиально. Если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру определенные самостоятельно новые морские границы в Черном море, де-факто легализировав оккупацию Крыма».
Из самой логики столь воинственного ответа следует, что и еще одна анонсированная Турчиновым попытка прорыва боевых единиц ВМСУ из Черного в Азовское море снова будет похожа на психическую атаку офицеров-каппелевцев из фильма «Чапаев». Тогда, собственно, всего один вопрос: на сей раз украинцы пойдут в «психическую» одни или под прикрытием кораблей НАТО?
Понятно, что никто не помешает 6-му флоту ВМС США загодя в полном соответствии с конвенцией Монтре ввести из Средиземноморья через пролив Босфор пару своих эсминцев УРО и в урочный час, ничьи права не нарушая, демонстративно поставить их у кромки российских территориальных вод в Крыму. А британцам — ко времени «Ч» отправить туда же свой разведывательный корабль HMS Echo. Явно не случайно зашедший в Одессу из Средиземного моря 19 декабря, но через три дня вышедший оттуда в неизвестной широкой публике направлении.
Если сценарий новой попытки прохода под Керченским мостом именно таков, бесспорно, он запредельно поднимет для Москвы политические ставки. И сильно ограничит нас в применении оружия против наглецов из Украины. Что тогда?
А на этот случай тоже существуют варианты. Например, на несколько дней полностью закрыть судоходство в Керченском проливе. Допустим, под предлогом срочного ремонта Крымского моста. Или обнаружения вблизи одной из его опор мины времен Великой Отечественной войны. Или аварийной остановки какого-либо внезапно заглохшего судна. Да мало ли можно придумать причин?
Впрочем, не исключено, что и придумывать Москве ничего не придется. На нашей стороне, как обычно, против Украины и НАТО может выступить «генерал Мороз». Дело в том, что Азовское море замерзает каждый год. Бывает полностью, бывает — местами. Процесс установления сплошного ледяного покрова — с декабря по март. Толщина льда — до 80−90 сантиметров.
В начале 2017 года, например, это море целиком покрылось ледовым панцирем уже в начале января. А зимой 2012-го в Керченском проливе сложилась вообще аварийная ситуация. У берегов Крыма намертво вмерзли несколько десятков судов. Выручали тогда их из беды три ледокола из России и единственный украинский — «Капитан Белоусов», построенный в Финляндии аж в 1953 году.
Поэтому в случае, если январь в тех широтах уйдет в серьезный «минус», вынужденно угомонятся и в Киеве со своими воинственными устремлениями. Надолго. Потому что по результатам многолетних наблюдений встреча со льдинами в Азовском море возможна и в середине апреля. Даже бронекатерам ВМСУ она ничего хорошего не сулит.