Испытания авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель» должны завершиться до конца года. Об этом заявил индустриальный директор кластера обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов. Такое оружие позволяет боевым самолётам уничтожать цели, не входя в зону действия ПВО противника. Эксперты уже назвали «Дрель» уникальной — в первую очередь, по соотношению цены и качества. С точки зрения специалистов, появление авиабомбы в войсках РФ позволит решить задачу удешевления высокоточных боеприпасов и обезопасит работу лётного состава.
Индустриальный директор кластера обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов заявил в интервью информагентству РИА Новости о скором окончании испытаний авиационной планирующей бомбы ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Топ-менеджер ожидает, что уникальный боеприпас будет принят на вооружение уже в 2019-м.
«Техмаш» планирует в этом году завершить испытания уникальной авиабомбы, разработанной в НПО «Базальт» (Москва). За свои боевые возможности это средство поражения уже получило характерное наименование «Дрель». Бомба способна уничтожать объекты различной степени защищённости, может планировать в заданном режиме на значительное расстояние», — сказал Абрамов.
«В мире аналогов нет»
Создание «Дрели» началось ещё в 1990-х, но проект не был завершён из-за нехватки финансирования. Долгое время о возобновлении работ ничего не сообщалось, однако в 2016 году НПО «Базальт» объявило, что опытный образец бомбы уже создан и готов к испытаниям — предприятие представило макет ПБК-500У на форуме «Армия-2016».
«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал журналистам генеральный директор НПО «Базальт» Владимир Порхачёв.
«Дрель» предназначена для поражения стационарных объектов (пусковых установок, радиолокационных станций, складов с оружием, командных пунктов, инженерных сооружений) и скоплений бронетехники. ПБК-500У может применяться в любых погодных условиях и в условиях постановки противником радиоэлектронных помех. Масса боеприпаса составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.
ПБК-500У предназначена для того, чтобы осуществлять бомбометание с высоты до 14 км. После завершения планирования из «Дрели», внешне напоминающей обычную авиабомбу, выпускаются 15 самоприцеливающихся боевых элементов.
Как утверждает разработчик, они обладают малой радиолокационной заметностью, что снижает возможность поражения средствами ПВО. В случае глушения сигнала ГЛОНАСС «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Также в бомбе реализован принцип «выпустил — забыл», который избавляет оператора (штурмана) от необходимости сопровождать цель до её поражения.
«Дрель» относится к корректируемому или управляемому типу авиабомб. Свободнопадающие (неуправляемые) авиационные боеприпасы не считаются высокоточным оружием (отклонение может составлять десятки метров). Как правило, лётчики сбрасывают такие бомбы с небольших высот, непосредственно над целью, и порой вынуждены пикировать (резко снижаться). Бомбометание в таких условиях сопряжено с риском поражения комплексами противовоздушной обороны.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что авиационные бомбы не потеряли своей актуальности в современных конфликтах, несмотря на распространение высокоточных крылатых ракет. Эксперт подчеркнул, что авиабомбы остаются крайне востребованным оружием из-за их невысокой цены и большой поражающей мощи.
«В Сирии мы использовали в основном советские боеприпасы, которые залежались на наших складах. Точность бомбометания достигалась за счёт современных прицельно-навигационных комплексов и профессионализма лётного состава. Использование старых бомб было допустимо и оправданно, так как у боевиков не было ПВО. Но если бы было наоборот, то решать задачи в Сирии без «Дрели» было бы тяжелее», — отметил Корнев.
«Уникальное оружие»
Дмитрий Корнев убеждён, что детище НПО «Базальт» помогло решить одну из ключевых проблем современной авиации — необходимость удешевления высокоточных боеприпасов. По его словам, стоимость крылатой ракеты класса «воздух — земля» может достигать $500 тыс., а цена даже самой дорогой корректируемой авиабомбы не превышает $100 тыс.
«На мой взгляд, цена играет здесь ключевую роль. Бомба лишена маршевого двигателя и сложного оборудования. Здесь вступают в силу законы экономики войны. Один из них гласит, что цена боеприпаса не должна в разы превышать себестоимость поражаемого объекта. Крылатые ракеты стоят сотни тысяч долларов, а отдельные образцы дотягивают и до миллиона. При этом производство одной корректируемой бомбы обойдётся в десятки тысяч долларов», — пояснил Корнев.
Кроме того, эксперт напомнил, что авиационные ракеты достаточно прихотливы в обслуживании. Расходы на их хранение и перевозку, особенно в условиях вооружённого конфликта, за сотни километров от госграницы, не всегда выглядят оправданными.
Корнев предполагает, что НПО «Базальт» мог взять на вооружение западный опыт. В частности, наибольший прогресс в создании планирующих бомб совершили Соединённые Штаты. Разработка этого оружия стартовала в 1980 годах. В результате были созданы корректируемые боеприпасы, на которых установлен комплект оборудования Joint Direct Attack Munition (JDAM).
Данный комплекс позволяет бомбе маневрировать, использовать систему GPS, а также лазерное и инфракрасное наведение. Масса боеприпасов, на которых устанавливается JDAM, варьируется от 230 до 910 кг, а дальность планирования отдельных образцов достигает 100 км. Однако в американской экспертной среде можно встретить мнение, что планирующие бомбы, находящиеся на вооружении ВВС США, всё равно слишком дорогие.
«Мне кажется, «Базальт» нашёл своеобразную золотую середину. Не думаю, что «Дрель» дороже американских боеприпасов. Да, пока у неё нет возможности планировать на дальность в 100 км, но по соотношению цены и качества ПБК-500У может оказаться уникальным оружием. К тому же, с большой вероятностью, технологии, реализованные в «Дрели», будут развиваться, и в будущем у России появятся бомбы, способные отдаляться от носителя на гораздо большее расстояние», — сказал Корнев.
Собеседник RT предполагает, что «Дрель» смогут применять все самолёты оперативно-тактической и дальней авиации ВКС России, на которых установлены современные прицельно-навигационные комплексы. С принятием на вооружение ПБК-500У может пополнить арсенал Су-57, Су-35, Су-34, Су-30СМ, Су-24М, Су-25СМ3, Ту-22М3М, Ту-160М2, Ту-95МСМ.
«Дрель» достаточно компактная. Её смогут применять как перспективный бомбардировщик ПАК ДА и проходящий испытания Су-57, так и строевые самолёты с обновлённым бортовым оборудованием. Появление «Дрели» обезопасит работу лётного состава и позволит России сэкономить на средствах поражения», — резюмировал Корнев. Источник