Еврейское государство 1 января 2019 года официально вышло из ЮНЕСКО, учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры. Это произошло через год после того, как в Израиле приняли решение пойти по стопам Соединенных Штатов. В октябре 2017 года, всего через несколько дней после того, как администрация США объявили о своем выходе из ЮНЕСКО, в том числе из-за предвзятого отношения к Израилю, израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что последует примеру США. Усилия главы ЮНЕСКО, направленные на борьбу с политизацией организации и предполагаемой антиизраильской предвзятостью, ни к чему не привели.
«ЮНЕСКО – это орган, который непрерывно переписывает историю, в том числе стирая еврейские связи с Иерусалимом», – заявил 31 декабря 2018 года посол Израиля в ООН Дэнни Данон. «Его развращают и им манипулируют враги Израиля, и еврейское государство – единственное, которое постоянно подвергается осуждениям. Мы не собираемся быть членом организации, которая намеренно действует против нас». «Мы надеемся, что организация изменит свое поведение, хотя и не возлагаем на это больших надежд; поэтому мое указание покинуть этот орган остается в силе, и мы будем двигаться по этому пути», – заявил Д.Данон несколько дней спустя.
Израиль вступил в ЮНЕСКО 16 сентября 1949 года. На территории еврейского государства находится шесть объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, включая Масаду, Старый город Акко, Бахайские сады в Хайфе и «Белый город» Тель-Авива. Как пишет The Times of Israel со ссылкой на представителя Министерства иностранных дел в Иерусалиме, все эти объекты останутся в списке.
США и Израиль проигнорировали усилия Одри Азулая, нового генерального директора ЮНЕСКО, которая пыталась побудить их пересмотреть свои решения, в том числе путем отсрочки или смягчения антиизраильских резолюций. Например, в октябре 2018 года Исполнительный совет ЮНЕСКО (руководящий орган организации) принял два критических решения по отношению к Израилю, но сделал это таким образом, чтобы учесть некоторые чувствительные для Израиля вопросы. В организации отметили этот шаг как знак «доброй воли», тем не менее, Д.Данон назвал его еще одним доказательством «лжи и предубеждений» организации против еврейского государства.
В резолюции по «Оккупированной Палестине» Израиль подвергается резкой критике за политику в отношении палестинцев и называется «оккупирующей державой». Например, в Решении 28 «выражается глубокое сожаление по поводу продолжающихся военных событий вокруг сектора Газа и большого числа жертв среди гражданского населения», в нем также говорится о Могиле патриархов в старом городе Хеврона, «неотъемлемой части оккупированной палестинской территории». В Решении 29 отмечается, что Исполнительный совет ЮНЕСКО «серьезно обеспокоен насилием со стороны израильской армии в отношении палестинских университетов и школ», а Голанские высоты называются оккупированной сирийской территорией. Однако вместо того, чтобы вынести все это на голосование, которое все равно закончилось бы одобрением, руководство ЮНЕСКО, достигнув консенсуса, поместило эти решения в не имеющие силы приложения. В прошлом данный процесс Израиль приветствовал как дипломатическое достижение. В апреле 2018 года, после того, как две резолюции были приняты таким же образом, в виде компромиссного решения, посол Израиля в ЮНЕСКО Кармель Шама Хакоэн назвал это «свадебным» настроением. Он приветствовал договоренность о принятии антиизраильских резолюций в необязательных приложениях без голосования как важное достижение в борьбе еврейского государства против автоматического арабского большинства в международных организациях. Тогда он заявил, что «более чем доволен» результатом. Вскоре Шама Хакоэн покинул Париж и был избран мэром Рамат-Гана, а в Париже его заменил профессиональный дипломат.
О.Азулай, которая приступила к исполнению обязанностей главы ЮНЕСКО в октябре 2017 года, спустя всего несколько часов после того, как США и Израиль объявили о своем выходе из этой организации, приветствовала «дух диалога и чувство ответственности», говоря о «тенденции к консенсусу… и доброй воле». В сентябре 2018 года Б.Нетаньяху думал о том, чтобы посетить мероприятие ЮНЕСКО и встретиться с О.Азулай на полях 73-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, но затем неожиданно отклонил приглашение, сославшись на «постоянную и вопиющую предвзятость ЮНЕКО в отношении Израиля». На самом деле, согласно сообщениям, Б.Нетаньяху отказался от участия в мероприятии, потому что боялся разозлить США, которые заняли жесткую позицию в отношении ЮНЕСКО.
Государственный департамент не смог прокомментировать выход США из ЮНЕСКО 1 января 2019 года из-за приостановки работы американского правительства. Ранее Госдепартамент сообщил ЮНЕСКО, что США намерены продолжать участвовать в деятельности этого учреждения ООН в качестве государства-наблюдателя по «не политизированным вопросам», включая защиту объектов всемирного наследия, защиту свободы прессы и содействие научному сотрудничеству и образованию. США могут потенциально претендовать на этот статус на заседании Исполнительного совета ЮНЕСКО в апреле 2019 года.
Соединенные Штаты не в первый раз выходят из ЮНЕСКО. Администрация Рональда Рейгана сделала это в 1984 году, потому что считала учреждение неуправляемым, коррумпированным и используемым для продвижения интересов Советского Союза. Однако в 2003 году США вновь присоединились к ЮНЕСКО.
По словам Дэвида Корнблюта, бывшего посла Израиля в ЮНЕСКО (в 2005 – 2009 гг.), в настоящее время еврейское государство выходит из учреждения ООН в основном из-за того, что США планировали это сделать к концу 2018 года. «Это полностью согласовано с Соединенными Штатами», – отметил он. «С политической точки зрения, не представлялось возможным, чтобы мы [Израиль] остались, в то время как США вышли из-за нас. Частично причиной их выхода является Израиль». Израиль и США оставались в ЮНЕСКО так долго, «потому что считали, что после выхода из таких организаций Израилю гораздо труднее вернуться, чем Соединенным Штатам», но ухудшающаяся ситуация наконец-то подтолкнула их к такому решению.
На вопрос о том, заставит ли ЮНЕСКО выход США и Израиля изменить свое отношение к Израилю, Д.Корнблют затруднился ответить. По его словам, «нападки на Израиль не прекращались, но Соединенные Штаты твердо стоят на стороне Израиля, и это правда, что уже несколько десятилетий, как Израиль в ЮНЕСКО полагается исключительно на Соединенные Штаты». В чем бывший представитель Израиля в ЮНЕСКО уверен, так это то, что некоторый эффект этот шаг будет иметь. «С тех пор, как два года назад Соединенные Штаты и Израиль объявили о своем намерении выйти, ЮНЕСКО немного смягчилось в отношении Израиля, но не в достаточной мере».
Рассказывая о своем опыте работы в этом органе ООН, Д.Корнблют отметил, что ему «было очень неудобно быть там послом, потому что все эти люди как бы наслаждаются своими квази-антисемитскими дискуссиями. Это действительно неприятно. И ты должен бороться с этим, и ты должен вести переговоры против этого, и иногда ты более успешен, чем другие». По его словам, есть и другие учреждения ООН, «которые тоже плохие». Однако «ЮНЕСКО – это своего рода бренд <…> У него репутация, и если оно начинает бесконечно поносить Израиль, это нехорошо. Это не хорошо для Израиля. Люди слушают ЮНЕСКО… В третьем мире это довольно мощное учреждение».
Как отметил Д.Корнблют, «ЮНЕСКО возглавляют арабские экстремисты, которые не имеют ничего общего с желанием установить мир или хорошие отношения с Израилем». «С выходом из ЮНЕСКО США и Израиля легитимность организации определенно будет подорвана». «Ограничение американского финансирования этого учреждения уже оказало огромное влияние на его бюджет. ЮНЕСКО потеряло 22% своего бюджета. Для них очень не комфортно оставаться без Соединенных Штатов, и они знают это. Они этого не хотели». По мнению Д.Корнблюта, для Израиля очень важно поддерживать отношения с Соединенными Штатами. «Вы не можете просто позволить Соединенным Штатам всегда выступать за Израиль, не отвечая взаимностью». Что касается самой ЮНЕСКО, то «может быть, она извлечет урок».
Как сказал Надав Шрагай, израильский публицист и журналист, «с каждой бредовой резолюцией ЮНЕСКО становилась все более нелепой и менее актуальной. Но нет худа без добра. Они заставили нас вернуться к своим корням, изучать их, вникать в них и понимать, что мы не прохожие на этой земле. Мы не просто родились здесь и не просто переехали сюда. Резолюции ЮНЕСКО помогли нам достичь жизненного признания того, что земля Израиля – это не просто рай, это еще и пункт назначения; что его многочисленные святые места являются колыбелью рождения нашего народа и до сих пор соответствуют нашему настоящему и нашему будущему здесь, которое опирается не только на «нужды безопасности».
Все это соответствует действительности, как и то, что без действующей администрации США, мировоззрения и манер принятия политических решений нынешнего хозяина Белого дома, Израиль вряд ли бы решился на выход из ЮНЕСКО, его посланники продолжали бы вести дипломатические баталии по принципу «вода камень точит».
- Фото: © Pixabay СС0