Уже второй год мы не говорили об экономическом кризисе в нашей стране. Он как бы закончился в 2016 году. Надежды населения были очень высокими. Так, в 2018 году больше хорошего для себя и своей семьи ожидали 81% респондентов, плохого только 6%. Это лучшие показатели не только по сравнению с 2016 годом, но и с благополучным 2011 годом, вторым годом после предыдущего кризиса.
Действительно, макроэкономические показатели с 2016 года несколько улучшились. По сравнению с предыдущим периодом немного выросли такие показатели, как ВВП, промышленное производство, оборот розничной торговли, снизились безработица и инфляция. Чемпионат мира по футболу немного повысил покупательские настроения населения. В какой-то степени стабилизировались рубль и цены на нефть.
В 2018 году несколько оживились рынки товаров длительного пользования – автомобильный и электробытовых товаров. Падение продаж автомобилей в 2015-2016 годах сменилось ростом, хотя и меньшим, чем в 2011 году. Так же подрос и рынок электробытовой техники, сильное падение которого пришлось на 2015 год. В 2018 году продолжился рост интернет-торговли, которая не падала даже в условиях кризиса.
Вообще технологическое оснащение россиян находится на высоком уровне. С 2016 по 2018 годы выросло использование смартфонов, ноутбуков, телевизоров со встроенной функцией выхода в интернет. Интересно, что все эти показатели у нас выше, чем в среднем по миру (на 2018 год в РФ 87% смартфон, 67% ноутбук, 34% телевизор с выходом в интернет; в мире соответственно – 77%, 56%, 33%). Всё больше людей считают, что виртуальное общение может быть таким же хорошим, как личное. Правда, по этому показателю мы пока отстаем (к счастью) от мира (в 2011 году в мире 35% от опрошенных, РФ – 34%; в 2018 году – в мире 52%, в РФ – 41%).
К числу позитивных событий можно отнести рост ипотеки, который продолжился в 2018 году. Кроме того, выросло использование таких финансовых инструментов, как кредитные карты и страхование. Правда, по наличию этих финансовых инструментов мы пока сильно отстаём от среднемировых показателей.
Растёт ценность здоровья, хорошего физического и душевного состояния. В иерархии ценностей этот показатель на втором месте после защищённости семьи. Ценность здоровья в России выше, чем в среднем по миру (в 2011 году – в мире 57%, в РФ 76%, в 2016 году – в мире 63%, в РФ 81%, в 2018 году — в мире 64%, в РФ – 82%).
В тоже время для российского потребителя кризис как бы и не кончился. Если после кризиса 2008-2009годов на российском потребительском рынке сразу наступил подъём, то теперь для населения каких-либо заметных улучшений не произошло. Ожидания от 2018 года скорее не оправдались. Доходы населения практически не выросли или выросли незначительно. Покупательская способность не увеличилась. Люди ожидали существенного подъёма после кризиса, но его не произошло.
Эта картина обманутых ожиданий четко прослеживается по динамике Индекса потребительских настроений. Если в начале 2018 года они росли, то с июня начали снижаться, а в августе даже вернулись в отрицательную зону. Индекс потребительских настроений тогда составил 98 пунктов в целом по России, а в Москве, вообще 90. Безусловно, на падение потребительских настроений повлиял общий информационный фон — как внешний, так и внутренний, в том числе объявленная пенсионная реформа. В сентябре и октябре Индекс потребительских настроений вновь вернулся в позитивную зону и составил в целом по России 102 и 100 пунктов соответственно, а в Москве так и остался в отрицательной зоне.
В связи с пенсионной реформой в 2018 году выросло общее беспокойство потребителей в России по поводу пенсионного обеспечения. Правда, оно пока не выше, чем в среднем по миру.
Потребительское поведение россиян в 2018 году в целом оставалось кризисным. Доля людей, которых кризис коснулся, даже немного увеличилась в 2018 году по сравнению с 2016-м (на сентябрь 2014 года 47% от числа опрошенных отвечали, что кризис коснулся их лично; в сентябре 2018 года – 48%).
Доля респондентов, полагающих, что последствия кризиса продлятся 4 года и более, в 2018 году значительно увеличилась (в ноябре 2016 года эта доля составляла 34%, в сентябре 2018 года – 50%). Большинство уже не надеется на скорый выход из кризиса.
В 2018 году российский потребитель снизил затраты на товары повседневного спроса. Даже рынок продуктов питания по всему обороту упал не только в натуральном выражении, как это уже было в условиях кризиса 2014-2016 годов, но и в стоимостном выражении, чего не было за все годы наших наблюдений.
Впрочем, стоит отметить, что в 2018 году показал четерехпроцентный рост по стоимости рынок общественного питания. Так что на динамику рынка продуктов питания скорее всего повлияли несколько факторов, включая снижение инфляции в 1-м полугодии 2018 года и изменения в привычках питания. Но важно и то, что экономное и рациональное поведение россиян никуда не делось.
Если в июле 2016 года 25% россиян заявляли, что они не собираются из-за кризиса отказываться от каких-либо покупок (GfK Rus Omnibus), то в июле 2018 их доля упала до 12% (GfK Rus Omnibus). Значительно выросла доля тех, кто в случае ухудшения финансового положения, готов отказаться не только от предметов роскоши, но и экономить на покупках повседневных товаров (GfK Rus Omnibus).
Один из главных способов экономии – поиск магазинов с более низкими ценами. Если в 2016 году об этом заявляли 49% опрошенных, то в 2019 – уже 55%. Цена становится всё более важным фактором при покупке товара. Если в 2016 году так говорили 36% россиян, то в 2018 — уже 40% (GfK Consumer Life). В этой связи в структуре торговли постоянно растёт доля дискаунтеров.
При совершении покупок россияне становятся всё более рациональными. Если, например, в 2016 со списком товаров в магазин ходили 43% россиян, то в 2018 – уже 50% (GfK Rus Omnibus).
Интересно, что большой выбор товаров имеет для россиян не только положительное, но и отрицательное значение. 32% опрошенных говорят, что им проще принять решение о покупке, когда выбор товаров меньше (GfK Consumer Life).
Кроме чисто экономических проблем и потребительского климата во второй половине 2018 года россиян сильно беспокоило социальное неравенство. В кризисных условиях неравенство только усиливается. В 2018 году доля 10% населения с наиболее высокими доходами (верхний дециль) составила 30.1% в совокупном доходе населения, а доля нижнего дециля – 1,6% (GfK Rus Omnibus). Если в 2011 году неравенство доходов беспокоило 17% населения, в 2016-ом – 13%, то в 2018-ом – 24%(GfK Consumer Life). В то же время «равенство и равные возможности для всех» как ценность разделяет 55% россиян (GfK Consumer Life).
Значительно выросло неприятие россиянами коррупции и взяточничества. В 2011 году своё беспокойство по этому поводу выражали 21% населения, в 2016 – 26%, а в 2018 – 33%, причём это вопрос вышел на второе место в иерархии проблем.
Всё больше беспокойства вызывают и взаимоотношения с зарубежными странами.
В таких условиях неудивительно, что доля тех, кто считает, что Россия развивается в правильном направлении уменьшилась с 2016 по 2018 год с 76% до 55% (GfK Rus Omnibus).
Что касается будущего, то надежды россиян на улучшение своего материального положения в ближайший год снизились. Если в 2016 году 67% опрошенных ожидали позитивных новостей для своего кошелька, то в 2018 году эта доля снизилась до 57% (GfK Consumer Life).
Таким образом, на вопрос, закончился ли кризис для российского потребителя, мы скорее ответим — «нет». По большинству показателей потребительского климата ситуация даже ухудшилась по сравнению с 2016 годом. Россияне не чувствуют улучшения своего материального положения. Покупательское поведение остаётся кризисным. Люди продолжают экономить, в том числе и при покупке товаров повседневного спроса. Кроме этого людей всё больше беспокоит социальное неравенство и коррупция. Осознание этих проблем значительно усилилось в 2018 году. Повысилось и беспокойство по поводу отношений с зарубежными странами. В целом российский потребитель в 2018 году не почувствовал улучшения ситуации, несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей.
Материал подготовлен на основе следующих исследований GfK: Всероссийский опрос GfK (GfK Omnibus) — ежеквартальный мониторинг потребительского поведения россиян, объём выборки 2 200 респондентов; Потребительская панель GfK (GfK Consumer Panel) — данные покупок домохозяйств в городской и сельской России, выборка 20 000 семей; Данные розничных продаж бытовой техники и электроники (GfK POS Panel) — ритейл панель GfK насчитывает 60 000 торговых точек в России; GfK Consumer Life — ежегодное международное исследование, опрос населения 27 стран мира, объем выборки 32 755 респондентов, в России – 1 514.