Астана не сможет усидеть на трёх стульях одновременно, а отказ от дальнейшего совместного сотрудничества с Москвой приведет страну рано или поздно к окончательной потере независимости
Казахстан является членом ШОС, ОДКБ, ТС и участвует в интеграционных процессах на Евразийском пространстве, декларируя союзнические отношения со странами ЕАЭС и Россией. Но в то же время, руководство республики проводит на протяжении долгих лет «многовекторную политику», которая при определенных условиях обострения соперничества разных мировых центров силы, может привести к резкому смещению всех этих «векторов» и «полюсов» в сторону одного из игроков, который уже не будет церемониться с формальными атрибутами «суверенитета».
В этой ситуации Астане надо четко определиться со своим внешнеполитическим курсом и подтвердить свои союзнические намерения на деле, так как иначе Казахстан может оказаться в стальных объятиях других стран, правда уже не в виде партнера, а в качестве провинции или оккупационной зоны.
В частности, речь идет о Вашингтоне и Пекине, которые уже начали делить «пирог» в лице бывших республик советской Средней Азии, собственно им никогда не принадлежавший. С января 2018 года казахстанское руководство стало открыто заигрывать с США, наивно представляя Дядюшку Сэма в качестве некого гаранта «независимости» Казахстана. Еще ранее начались подобные игры с Поднебесной, которую Астана также представляла в качестве единственного ориентира и суперарбитра в регионе, предоставляя свои месторождения, земли и территории китайским компаниям в обмен на многомиллиардные кредиты и инвестиции.
Но похоже, игра заходит слишком далеко и приближается исторический момент платить по всем счетам. И если США пытаются втянуть в свою орбиту Казахстан как транспортный хаб и удобный трамплин агрессии в отношении России, Китая и Ирана, привязывая его к своим военным планам в Афганистане, то Китай может в один момент в ответ на эти недружественные действия попросту поглотить страну и уже навсегда, сделав из нее новый «автономный район» по типу СУАР. Благо, что на территории нашей республики уже построены многие объекты, существуют многочисленные совместные предприятия с участием китайского капитала, запущены транспортные развязки в рамках проекта «Один пояс, один путь», имеющие на деле двойное назначение.
В данной ситуации, все планы некоторых лиц в высшем руководстве Казахстана, рассчитывающих сыграть на «межимпериалистических противоречиях» и получить военно-политическую поддержку от Вашингтона в деле противостояния Пекину обречены на провал. Так, США достаточно удалены от территории Казахстана и Центральной Азии, и их военные контингенты пока не способны противостоять действиям Китая в регионе. Единственное, что американцы могут, так это попытаться превратить нашу страну и соседние республики в зону боевых действий и в территорию постоянной нестабильности, создав очаг межнациональных и религиозных конфликтов и запустив биологическую бомбу в лице лабораторий с опасными патогенами.
Но американцы, даже решившись на «защиту» Астаны, в случае развертывания каких-то серьезных военных действий не способны выдержать удары с трех сторон в принципе. Более вероятно, что Вашингтон, попросту откажется от прямого конфликта с Поднебесной, отдав ей на откуп все бывшие советские республики и свернув программу стратегического партнёрства «5+1». И тут Акорде (резиденция президента Республики Казахстан — ред.), решившейся отправиться в «свободное плавание», явно не поздоровится, так как в этом случае, поддержка со стороны Москвы будет ею окончательно утрачена. Попытки же усидеть сразу на двух или трёх стульях одновременно всегда, везде и для всех заканчиваются плачевно.
Но и без всяких конфликтов, процесс постепенной культурной ассимиляции и экономической экспансии оставляет все меньше и меньше шансов Казахстану остаться независимым государством уже в ближайшей перспективе. КНР уже давно создал сеть институтов Конфуция, которые функционируют в зданиях ведущих Вузов РК, многочисленные фонды, внедряются обучающие программы, когда талантливую молодежь привлекают для обучения в китайские Вузы. По сути, из местных жителей формируются кадры ИТР для китайской промышленности, производственные мощности которой скоро перекочуют в Казахстан, ведь первые 51 заводов лишь пробный камешек.
Существуют и программы обучения китайского языка среди учащейся молодежи, так как в Центральной Азии создано и действует несколько сот различных институтов, их отделений и организаций. Казахстан лидирует среди бывших советских республик по отправке своих студентов для обучения в СУАР и во внутренние провинции КНР. Активно работают и программы по подготовке переводчиков с казахского на китайский. Этому делу способствует и введение латиницы в Казахстане, которая оказывается ближе и удобнее для внедрения латинской версии китайской письменности и языка в качестве промежуточного этапа.
Заметно активизировали свое вещание на Казахстан и республики Центральной Азии государственные телерадиовещательные компании «Женьминь жибао», «Гуаньминь жибао», агентство «Синьхуа», центрального радио и центрального телевидения Китая CCTV. Для привлечения казахстанских певцов и деятелей культуры в Поднебесной создаются специальные площадки. Развиваются и культурные проекты, направленные на изменение имиджа Китая в глазах казахского народа. Правда, пока они не дали заметного эффекта, но КНР действует на долгосрочную перспективу сваривая в своем информационном, культурном и экономическом бульоне всех нас постепенно.
Казахстанское руководство же расплачивается за взятые кредиты перед Поднебесной сотнями тысяч гектаров плодородных земель, передачей месторождений и созданием наиболее благоприятных условий для китайских корпораций. Последняя встреча спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина с посолом КНР в РК Сяо Чжаном, больше походила на отчет перед новыми хозяевами о проделанной работе. Всё это не может не вызвать гнев со стороны местного казахского населения, которое недовольно деятельностью китайских компаний, несоблюдением ими трудового законодательства и наймом на работу китайских граждан.
Весной 2016 года, решение президента и правительства о передаче нескольких миллионов гектаров земли в долгосрочную аренду китайским аграрным корпорациям уже вызвало бурую возмущения и проведение массовых митингов во многих городах Казахстана. И подобный бунт уже в больших масштабах может повториться в обозримом будущем, так как народ понимает, что несмотря на все песни о национальном возрождении, его продают за долги «элиты» в рабство Китаю. Поэтому, видимо, Мажилис и Сенат Казахстана так быстро ратифицируют соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Китаем, чтобы потом опереться уже и на китайские штыки?
Вся эта драма, а в последующем и возможная трагедия народа, которому угрожает опасность потери государственности, стала возможной только благодаря многолетней «многовектороной политике», означающей на деле максимальную распродажу национальных богатств и привлечение в страну как западного, так и китайского капитала. И теперь хищники рвут страну на части и за это расплачиваются простые люди своей свободой и природными ресурсами собственной родины.
Предательство своих исторических и политических союзников всегда плохо пахнет и приводит к плачевным результатам в первую очередь для предающих, так как их никто не уважает, а затем их самих порабощают. «Предавший единожды предаст и ещё», — как говаривал Чингиз хан. Попытка же найти себе нового «хозяина» в лице Вашингтона или Пекина обернется крахом несбыточных надежд и поглощением страны и всей Центральной Азии Поднебесной.