Будем откровенны, Арктику американцы банально профукали. Не узрели ранее там пресловутых национальных интересов, которыми, как паутиной, покрыли большую часть земного шара.
Даже холодную Аляску у России «отжали» в 1867 году за какие-то жалкие 7,2 миллиона долларов Североамериканских штатов — пушнина и последующая золотая лихорадка представлялись весьма выгодной сделке по покупке территорий. Арктика же, с её бескрайними льдами и белыми медведями для США не представляла никаких интересов. Разве что, начиная с времен холодной войны, как «коридор» для пролета стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет в направлении вероятного противника — России (на тот момент еще Советского Союза).
И когда выяснилось, что Арктика это не только нагромождение многометровых ледяных торосов, а огромная кладовая мировых запасов углеводородов, полезных ископаемых и перспективный транспортный поток из Азии в Европу (Северный морской путь), спохватились. По обыкновению, амбициозно, нахрапом, попытались заявить о своих претензиях, но, увы, не все пошло по американским канонам, в первую очередь из-за того, что подкрепить их было нечем. Вольготно чувствуя себя на Гавайях, янки поняли, что в Арктике не все так комфортно, как могло бы представиться на первый взгляд. Но «покорители прерий», решили стать и «покорителями льдов». Результаты пока более чем скромные.
«Арктический залет» предполагается осуществить сейчас с направлением в Арктику военного корабля. Об этих планах намедни заявил министр Военно-морских сил США Ричард Спенсер. В интервью изданию The Wall Strit Journal он выдал невероятную по мощи сентенцию: «Да, концепция состоит в том, чтобы направиться туда». Скромно добавил, что планирование подобной операции находится на ранней стадии. В общем, разговор ни о чем, но заявка сделана и все должны понимать, что «ситуация под контролем». Естественно, что США. При этом не то, что даже название конкретного корабля, который покорит Арктику, ни даже его тип не озвучен. Ну не авианосец же, типа Гарри Трумен, который осенью 2018 года дальше берегов Норвегии к Северному Ледовитому океану не продвинулся. Хотя за неимением ледоколов могут послать авианосец.
— Я, конечно, человек не военный, но знаю, что освоение Арктики невозможно без многолетнего опыта и практики нахождения в этих широтах, — считает известный российский полярный исследователь Дмитрий Шпаро. — Прежде, чем заявить о готовности осваивать этот регион, нужны свои Челюскины, Седовы, Чкаловы, Папанины, написавшие уникальные страницы в истории освоения полярных рубежей. Чужие здесь не ходят, а неподготовленные уж тем более. Вот, насколько мне известно, сейчас наши военные активно используют остров Котельный, входящий в архипелаг Новосибирских островов, там восстановлен аэродром, там стоит подготовленный к северным условиям гарнизон. На этом острове находится могила врача Германа Вальтера, из полярной экспедиции российского исследователя Эдуарда Толля, а еще ранее, в начале 18-го века здесь хаживал казак Яков Пермяков. Арктику Россия впитывала по крупинке, по льдинке. Тут все пути-дороги прописаны не только на картах, но и в богатейшем опыте. И сейчас эти места в полном смысле слова можно назвать русскими. В том числе благодаря ледокольному флоту, который способен бороздить эту акваторию в любое время года.
США тоже хотели бы резать многометровый лед своими ледоколами и пенить воды Северного Ледовитого океана винтами боевых кораблей. Но такой возможности у американцев просто нет. Памятна недавняя история, когда Береговая охрана США отказалась от проведения учений в Арктике по причине того, что их единственный пригодный ледокол мог не справиться с торосами и… запросить помощи у русских.
Вот и бывший морпех Ричард Спенсер считает, что американские ВМС недостаточно приспособлены к работе в арктических морях. «Они испытывают большие трудности», — признает военно-морской министр, но одновременно озвучивает перспективу отправления в Арктику военного американского корабля. Если перевести на язык бизнесменов, то это лишь «договор о намерениях» за которым порой ничего не стоит. Типа, «мы надерем задницу русским в Арктике, правда, еще сами не знаем, как это сделать».
— США, традиционно считающие практически любую точку планеты зоной своих интересов, точно так же рассматривают и Арктику, — говорит президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. — После того как мы в 1990-е годы ушли оттуда, бросив аэродромы, систему навигации и радиолокационные станции, американцы особо не переживали из-за этих территорий, считая, что в любой момент могут прийти туда и пользоваться всем богатым набором природных ресурсов. США разделили Арктику на зоны ответственности своих военных командований, образовали Арктический совет, куда вошли канадцы, датчане, норвежцы и англичане. Россию они со счетов опрометчиво сбросили. И тут выяснилось, что у Арктики есть настоящий хозяин, к тому же хорошо вооруженный, который готов защитить свою территорию. А в Баренцево море авианосец не направишь, без ледоколов, которых у США нет, он просто вмерзнет в лед. Экипажам новых ракетных эсминцев и десантных кораблей, на которых не предусмотрена «устаревшая» паровая установка для очистки корпуса ото льда, приходится отбивать лед с орудийных турелей, палуб и вертолетных площадок вручную. «Морские котики», кстати, тут тоже не особо поплавают. Вот и остается лишь выдавать заявления о готовности направить некий «корабль призрак» в Арктику, который никто в итоге там и не увидит. По крайней мере, в ближайшее время.
Весьма сомнительна и идея возрождения американской военной базы на острове Адак (штат Аляска), которая была «заморожена» еще в 1997 году и сейчас пригодна лишь для промежуточной посадки самолетов патрульной авиации и захода в порт некоторых типов кораблей. Тем не менее, США именно отсюда намерены грозить России и подчеркнуть свой статус, как «арктической державы». Естественно, все это под девизом соблюдения «свободного судоходства». Кто плавал — знает, как это выглядит по-американски.
ВМС США действительно не располагают боевыми кораблями, предназначенными для действия в полярных широтах. В отличие даже от соседней Канады, правительство которой подписало контракт на строительство пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны AOPS Arctic Offshore Patrol Ship, предназначенных для расширения своих возможностей по контролю в Канадском арктическом архипелаге. Первый из них должен был вступить в строй в 2018 году. Еще дальше продвинулась в этом плане Россия, которая помимо мощного гражданского ледокольного флота сделала ставку и на боевые ледоколы — их вооружение будет сопоставимо с кораблями класса эсминец. Предполагается, что первый из них — «Иван Папанин» (проект 23550, ввод в эксплуатацию 2021 г.) вооружат крылатыми ракетами «Калибр» и 76-мм артиллерийской военно-морской установкой АК-176МА, выполненной по технологии «стелс». Кстати, некоторые советские ледоколы имели на своем борту вооружение (спаренные зенитные установки) и… радар управления огнем, вероятно для передачи данных боевым кораблям и береговым частям ПВО.
Американцы же, при одном мало-мальски пригодном ледоколе из состава Береговой охраны, намерены сунуть нос в Арктику авианосной группой. Это такая разведка боем — посмотреть, что из этого получится. И, как говорит Ричард Спенсер, США намерены получить более полную информацию о том, как в этих условиях функционируют корабли различных классов. Белые медведи еще никогда не видели вмерзший в лед авианосец.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС