Выдающиеся разработки конструктора, сделанные в погоне за главным соперником — АК-47.
Многие посетители тульского оружейного музея подолгу задерживаются у витрин с автоматами, выглядящими как реквизит фантастического блокбастера. Многоствольные системы, булл-пап, яркий оранжевый пластик – все это выделяет образцы Германа Коробова даже для человека, не разбирающегося в конструировании оружия. Впрочем, и специалисты не обходят наследие Коробова стороной – по части оригинальности конструкций и смелости замыслов конкурентов у Коробова было не много.
Армейский «самородок»
Среди претензий к создателю АК – М.Т. Калашинкову, – очень часто встречается фраза: «не мог простой сержант стать конструктором-оружейником». Забавно, что АК мог иметь и другую расшифровку – Автомат Коробова, но претензия бы при этом осталась ровно та же. Разница лишь в том, что Герман Коробов перед началом Великой Отечественной войны успел закончить Уральский индустриальный институт и служил в авиационных частях. Его первая конструкторская работа – проект усовершенствования пулемета ШКАС – была напрямую связана с оружием, и его дальнейшей судьбой занялся штаб ВВС. В результате, примерно в то же время, когда Калашников поехал на завод налаживать производство своего счетчика моторесурса, Коробов был направлен в тульское ЦКБ-14.
Уже в начале работы в Туле молодой конструктор занялся весьма перспективным проектом. В феврале 1940 года Коробов спроектировал шнековый магазин – с подачей патронов по спиральному каналу. Правда, довести эту работу до финала ему, судя по всему, не удалось. В итоге серийный «шнек» стал известен значительно позже, по пистолетам-пулеметам американской фирмы Calico.
Первой же разработкой Коробова, получившей «зеленый свет» и отправленной в производство, стала гораздо более простая конструкция. Осенью 1941 года, одним из основных противотанковых средств пехоты Красной Армии стала «стеклянная артиллерия» – бутылки с горючей смесью. Но часть используемых огнесмесей не воспламенялась на воздухе самостоятельно – и именно Герман Коробов разработал наиболее удачный вариант запала. Трубка из листовой стали, пружина и патрон от пистолета ТТ – вот и все основные компоненты запала.
Коробов Герман Александрович
Впрочем, даже в этой простой конструкции весьма ярко проявился характерный «почерк», отличавший и дальнейшие работы Коробова. Герман Александрович был специалистом по обработке металлов давлением и в своих конструкциях старался минимизировать «фрезерную работу». По воспоминаниям некоторых туляков, одним из этапов создания новой конструкции для Коробова была работа… с картоном. Коробов делал своеобразную «выкройку», которую затем сгибал, сворачивал, клеил… пока не получал картонную модель будущего оружия. И лишь на следующем этапе картон и клей заменяла листовая сталь, штамповка и точечная сварка.
АК, вечный соперник АК
Следующими работами Коробова в ЦКБ-14 стали пистолет-пулемет и металлическая пулеметная лента нового типа. Но наибольшую известность из его ранних работ получил ТКБ-408 – автомат, сделанный Германом Коробовым уже для конкурса на оружие под промежуточный патрон обр. 43 года. Уже эта конструкция заметно выделялась среди других предоставленных на конкурс образцов даже внешне, поскольку была выполнена по схеме булл-пап. Однако если с оригинальностью у автомата Коробова было все даже слишком хорошо, то вот с надежностью получилось не очень – после 5000 выстрелов автомат был снят с испытаний. Не смог потеснить Калашникова и следующий автомат Коробова, ТКБ-517.
60-е годы XX века принято считать началом «космической» эры – в 1961 совершил свой полет Юрий Гагарин, начав тем самым отсчет пути человечества в космос. Интересно, что в том же 1961 году Коробов семейство автоматов ТКБ-022 – тех самых фантастически выглядящих образцов с деталями из оранжевого пластика, которые притягивают взгляды посетителей тульского музея.
Впрочем, яркий цвет объясняется вполне прозаично – разработанные в 50-х первые советские термоустойчивые полимеры получались именно такими по технологическим причинам. Если посмотреть на другую сторону океана, то можно увидеть, что и у американцев до появления «черной винтовки» М16 первые образцы AR-10 выглядят довольно ярко.
Собственно, пластик и стал одной из причин сомнения военных в надежности новых автоматов – новый материал допустили в армию лишь в виде магазинов к АК-74.
Еще одной резко выделяющейся разработкой Коробова стал так называемый «прибор 3Б», получивший дальнейшее развитие в виде автомата ТКБ-059. Трехствольный автомат может показаться забавной конструкторской игрушкой, но на самом деле многоствольные системы вполне серьезно рассматривались как один из вариантов обеспечения надежного поражения цели при стрельбе. Например, в музее спрингфилдского арсенала выставлена двуствольная Winchester SALVO Assault Rifle и на тот момент это был далеко не единственный многоствольный проект американских оружейников.
Финальной попыткой Коробова заменить на вооружении один АК на другой стал конкурс по теме «Абакан». Представленный на нем автомат ТКБ-0111, казалось, имел хорошие шансы на победу – сам конкурс был затеян «с оглядкой» на результаты, продемонстрированные предыдущим автоматом Коробова ТКБ-072 с возможностью вести огонь со скорострельностью 500 и 2000 выстрелов в минуту. Основано это было на проведенном Коробовым исследовании, показавшем, что первый темп является оптимальным для стрельбы лежа, а второй – при ведении огня из неустойчивых положений.
Автомат ТКБ-0111
Но и в этот раз удача оказалась не на стороне Коробова – лучшим был признан автомат Никонова, ставший
АН-94
Тем не менее, подводить итоги для разработок Германа Коробова пока рановато. К примеру, то же широкое применение пластиковых деталей в оружии стало привычным лишь после нескольких десятков лет после создания ТКБ-022. Вполне возможно, что и другие идеи этого замечательного тульского конструктора еще окажутся востребованы в будущем.