Бойцы Красной армии делятся впечатлениями об использовании незаменимого пулемета ДШК.
Хотя разработка крупнокалиберного пулемета в СССР началась достаточно рано, успехом она завершилась лишь незадолго до войны, с появлением модификации ДК – пулемета Дегтярева-Шпагина.
Как показал опыт Великой Отечественной войны, эти пулеметы показали себя весьма эффективным оружием при стрельбе по наземным целям, в том числе и по достаточно многочисленной у немцев легкой бронетехнике.
Особенно ценной была возможность использовать ДШК в роли «контр-пулеметного» – поскольку его характеристики позволяли «давить» вражеские огневые точки за пределами ответного эффективного огня.
К сожалению, выпуск ДШК в ходе войны явно отставал от потребностей войск. К тому же, именно ДШК выпало затыкать одну из «дыр» нашей системы вооружений – войсковое ПВО.
Хотя еще в 1930 году СССР закупил в Германии у производителя «Рейнметалл» чертежи и образцы 20-мм автоматической пушки, попытки наладить их производство у нас закончились провалом. Новая 25-мм пушка была создана перед самой войной и до 22 июня в войска попасть не успела.
В результате войсковая ПВО всю войну была «больной темой» для Красной Армии, особенно для танковых частей – даже в 44-45 годах, уйдя в прорыв, они регулярно оказывались вне радиуса действия советских истребителей и начинали получать весьма чувствительные удары от Люфтваффе. В итоге, большая часть поступавших в армию ДШК была задействована именно в частях ПВО и лишь в конце войны они начали достаточно массово применяться для поддержки наземных частей, которые оценили их очень высоко.
Задолго до Афгана
Осенью 1944 года части 1-й гвардейской кавалерийской дивизии вели бои в Свентокшиских горах. Сейчас разе что любители горных видов спорта припомнят горнолыжную станцию Лыса Гура, и уж точно мало кто вспомнит о кавалеристах, ушедших в рейд по тылам противника.
Для усиления огневой мощи кавполков и прикрытия с воздуха, дивизии передали 26 отдельный дивизион ПВО, имевший пулеметы ДШК. Действовать пришлось в таких местах, где не проходили даже штатные повозки, поэтому «к пулеметам были приспособлены металлические передки от плугов с упряжкой одной лошади на один пулемет».
По итогам рейда штаб кавалерийской дивизии написал о ДШК отдельный трехстраничный доклад с перечислением боевых эпизодов и выводами:
«Пулеметы ДШК являются грозным оружием при действии не только по воздушным целям, но и по наземным целям, и особенно в горно-лесистой местности, где продвижение крупнокалиберных огневых средств весьма затруднено и пулеметы ДШК являются незаменимыми».
Схожие мнения высказывала и пехота:
«Как показал опыт отечественной войны, пулемет ДШК эффективно и функционально используется в стрелковом батальоне. Стрельба велась как с полузакрытых позиций через головы своих боевых порядков, так и с открытых позиций прямой наводкой. Стрельба эффективно велась как по живым целям, так и по бронецелям. Поэтому желательно ввести на вооружение в стрелковый батальон».
«На вооружение стрелкового батальона необходимо ввести крупнокалиберный пулемет ДШК (хотя бы 4), что увеличит мощь и силу оружия».
«Крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина (ДШК) в период Отечественной войны показал себя, как лучший пулемет своего калибра как в борьбе с авиацией противника, так и в борьбе с живой силой, а также и в борьбе с легкобронированными целями (бронетранспортеры, бронемашины).
Действительный огонь пулемета ДШК по живой силе противника будет до 1000 мт, по авиации — до 600 мт.
К недостаткам пулемета ДШК можно отнести следующее:
1. Недостаточная термическая обработка и толщина ударника.
2. Недостаточная термическая обработка ствольной коробки, что приводило к трещинам.
3. Недостаточная термическая обработка выбрасывателя (скрашивание выбрасывателя).
Необходимо для усиления мощности пулеметного взвода иметь примерно два пулемета ДШК».
«В боевой практике ощущается необходимость иметь на вооружении стрелкового батальона крупнокалиберный пулемет для борьбы с бронированными целями и самолетами противника. В составе стрелкового батальона желательно дать взвод крупнокалиберных пулеметов, приспособленных для стрельбы по наземным целям, в количестве 3-4 единиц. Крупнокалиберный пулемет может быть заменен введением 20 мм или 37 мм пушками (по типу немецкой)».
Калибр побольше
Еще до начала войны в СССР начались работы по созданию еще более мощного крупнокалиберного пулемета – 14,5 мм. Но появившиеся в 41-42 годах опытные образцы, из которых самым удачным был пулемет системы Симонина, тем не менее, показали на полигоне довольно низкую эффективность, уступив даже однозарядному ПТР Дегтярева. Однако несколько опытных пулеметов были в конце 42-ого отправлены под Сталинград, но данных о том, как они проявили себя в бою, найти не удалось.
Начиная с 43-его года, ГАУ КА активизировало работы по 14,5-мм пулеметам уже в новом качестве – для нужд ПВО, поскольку против новых немецких штурмовиков 12,7 мм патрон уже считался недостаточно эффективным.
Однако, несмотря на ряд грозных указаний руководителей разных уровней, включая даже курировавшего вопросы производства вооружений Л.П. Берии, развернуть производство даже опытной серии нового пулемета Владимирова в 44-м году так и не удалось. В армии остались все те же ДШК… и Ленд-лиз.
Буржуйский «браунинг»
У американцев массовое производство крупнокалиберных «браунингов» было давно отлажено. Поэтому они могли позволить себе не только производить зенитные бронетранспортеры М17, которые весьма ценили советские танкисты, но и ставить крупнокалиберные пулеметы на линейные танки и самоходки. Что также очень нравилось нашим танкистам, применявшим заокеанскую технику в бою.
«Самоходные установки СУ М-10 являются мощным оружием, могущим быть использованным как для действий с танками, так и с пехотой. Благодаря наличию на установке, кроме пушки, крупнокалиберного пулемета, можно вести комбинированный пушечно-пулеметный огонь по живой силе и технике врага».
В СССР ДШК начали ставить на тяжелые САУ (ИСУ-122) с конца 1944 года и на танки ИС-2 с начала 45-ого. В докладах танкистов было замечено, что эти пулеметы успешно применялись в последних боях, особенно в ходе действий в городе, где зенитные ДШК с большими углами возвышения позволяли «вычищать» немцев, вооружённых противотанковыми гранатомётами – «Фаустпаронами» с верхних этажей зданий.