СССР

Как американцы готовились бомбить СССР, но в итоге потеряли восемь ядерных бомб

17 января 1966 года в небе над испанским поселком Паломерас столкнулись стратегический бомбардировщик В-52 и топливозаправщик KC-135. В результате этой катастрофы погибли семь человек — весь экипаж «летающего танкера» и трое членов экипажа бомбардировщика.

Кроме того, на борту В-52 находились четыре термоядерные бомбы. И их в буквальном смысле слова потеряли.

Три из них, которые упали на сушу, нашли быстро. Правда, местность подверглась радиационному заражению, ее пришлось очищать, скупать урожай зараженных помидоров и выплачивать компенсации фермерам.

А еще одну бомбу, упавшую в море, искали два месяца. В итоге нашли — об этом, кстати, рассказывается в фильме «Военный ныряльщик», где героический афроамериканский военный водолаз (первый в истории флота США) эту бомбу и обнаруживает. Едва не попав при этом под винт советской подлодки.

Эта история получила большой огласку. Но не менее серьезный инцидент произошел два года спустя, когда еще один В-52 потерпел катастрофу над базой Туле в Гренландии. И на его борту также находились четыре термоядерные бомбы.

В результате разрушения бомб опять-таки произошло заражение местности радиацией.

Впоследствии высказывались предположения, что разрушены в результате катастрофы были только три из них, а четвертую потеряли — и так и не нашли.

Помимо прочего, американцы этим полетом нарушили безъядерный статус Дании, которой принадлежала Гренландия. Датчанам, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы, пришлось десятки лет добиваться компенсаций. В итоге добились — но не от американцев, а от своего правительства. В конце 1990-х годов.

Полеты В-52 проводились в рамках операции «Хромированный купол», которая была начата в июне 1961 года, то есть еще до Карибского кризиса.

Суть ее заключалась в том, что в воздухе в разных точках Земного шара постоянно находилось определенное число американских стратегических бомбардировщиков с ядерными бомбами на борту. В случае поступления соответствующего приказа, эти самолеты должны были направиться к целям на территории Советского Союза.

В реальности же дело обернулось несколькими катастрофами, потерей восьми ядерных бомб и международными скандалами. Да и еще и сама по себе операция была очень дорогостоящей.

После гренландского конфуза операцию «Хромированный купол» свернули. Издержки оказались невообразимо выше выполнения поставленных задач.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.