В 80-е годы из Тольятти на завод сербской компании Crvena Zastava, расположеной в городе Крагуевац, начали поступать машинокомплекты универсалов ВАЗ-2104, из которых для рынка Югославии собирались автомобили Lada Riva. Они были полностью идентичны советским экземплярам, но вскоре на его базе была создана довольно любопытная удлиненная версия.
В конце 80-х завод получил заказ на поставку крупной партии медицинских автомобилей на базе Lada Riva. Чтобы уместить внутри носилки и медицинское оборудование конструкторы удлинили кузов в задней части и повысили крышу. Готовый автомобиль получил название Lada Karavan Sanitet. Первая опытно-промышленная партия увидела свет в 1989 году.
Интересно, что первые образцы выглядели немного иначе. У ниъ была низкая крыша и длинные задние боковые окна. Впоследствии с целью снижения себестоимости конструкторы использовали стандартные задние боковые окна, а удлинительную вставку сделали непрозрачной. Эта секция располагалась сразу за задними дверьми.
Внутри по левому борту располагались носилки для больного, а справа находилось кресло для медестры. Обратите внимание, что кресло водителя отделяется от отсека с больным оригинальной стенкой из прозрачного оргстекла. Там же закреплен фонарь для освещения медицинского отсека.
Завод также попробовал выпустить партию медицинских автомобилей с удлиненной колесной базой. Непрозрачная вставка, удлиняющая кузов, в этом случае размещалась между передними и задними дверьми. Прямо как у лимузинов. Судя по всему, автомобиль также назывался Lada Karavan Sanitet.
Но на этом история удлиненных ВАЗ-2104 не заканчивается. Сербский завод выпустил партию гражданских автомобилей. Они отличались низкой крышей и стандартным 5-местным салоном. Их до сих пор можно встретить в странах бывшей Югославии, а также на Украине и в России.
Часть автомобилей, выживших после суровой эксплуатации в виде медицинского автомобиля, были переделаны для работы в качестве маршрутных такси. Они ездили до тех пор, пока их кузов полностью не разваливался.
Были и подобные экземпляры, переделанные для работы в качестве катафалка. Они отличались выпуклой задней дверью.
Практически у всех удлиненных автомобилей со временем появлялся характерный недостаток в виде проседания задней части. Это не удивительно, учитывая повышенные нагрузки, возложенные на неё. На некоторых экземплярах виден явный перегиб крыши, а другие имеют замятия задних крыльев в районе колесных арок.