Речь идет о возможных «ограничениях» на передвижение в Москве автомобилей класса Евро-3 и ниже.
Когда я рассказываю друзьям о попытке постепенно запретить 35-40% столичного автопарка, они смеются и не верят. Приходится показывать ссылку на сайт СПЧ. Да-да, по правам человека. Именно там завизировали просьбу московских властей избавить столицу от некрасивых старых машин. Надо улучшать экологическую обстановку в городе. В одном городе. В избранном.
Речь в документе идёт об «определении месторасположения зон, закрытых для транспорта низкого экологического класса». По всей видимости, начать планируется с центра Москвы – нечего десятилетним «Калинам» и пятнадцатилетним «четвёркам» раздражать взор советников по правам человека, сидящим на Старой площади, дом 4.
Кстати, о «Калинах». Первые отечественные автомобили класса Евро-4 сошли с российских конвейеров только в 2010 году. Получается, что Москва в стиле уличных напёрсточников кидает тех, кто рискнул когда-то поверить в новые «Лады», поддержал отечественного производителя. А ведь, скажем, в 2007 году, когда Владимир Путин впервые порекомендовал покупать «Лады Калины», это был всего лишь Евро-2, а во время пробега 2010 года – Евро-3. Через восемь с половиной лет – не такой большой срок для машины – «Калину» хотят запретить в Москве. Подставил, стало быть, президент покупателей. Впрочем, без его подписи документ едва ли удастся провести – посмотрим, ценит ли Путин свои положительные впечатления от жёлтой машинки.
Возникает вопрос: почему президентский совет по правам человека защищает исключительно москвичей? И без того привилегированную касту с пенсиями почти в два раза больше, чем в среднем по России, с грандиозными субсидиями на оплату ЖКХ, со всеми благами. В Нижнем Тагиле всё хорошо с экологией? В Омске? В Архангельске, куда столица пытается сбагрить свой мусор?
Москва ведь в буквальном смысле слова начала гадить на головы соседям: своим экспортом отходов провоцирует социальную напряжённость в окружающих регионах. В итоге правительство столицы остаётся белым и пушистым, а во всём виноваты «плюющие на экологию» главы Московской, Калужской, Владимирской, Архангельской областей.
Но сами москвичи, судя по документу СПЧ, должны дышать исключительно чистейшим воздухом. Никакого Евро-3 или, упаси боже, Евро-2. Хотя дело, конечно, не в экологии, а в том, что московские власти всеми силами хотят пересадить людей на общественный транспорт. А неблагодарные москвичи не ценят заботу и покупают вместо этого новые машины. Уже и электробусы для них закупили, и лужковские проекты развития метро реализовали, и выделенные полосы сделали, а они, гады, всё ездят и ездят на личном автотранспорте. Непорядок! Не захотели по-хорошему, придётся как обычно.
На самом деле никакого вреда старые машины экологии огромного города не наносят. Большинство из них ездят достаточно редко и на короткие расстояния – в отличие от более новых авто. Машина класса Евро-4 за 50 километров сделает больше вредных выхлопов, чем Евро-2 за 20. Если уж заботиться об экологии, было бы справедливее выдать всем ежемесячный лимит на выхлопы в зависимости не столько от экологического класса, сколько от конкретных замеров. Но справедливость защитников прав человека от самого человека никогда не интересовала.
Находятся, конечно, те, кто радуется, что наконец «уберут эти ржавые вёдра». Небогатые люди, испокон веков жившие в Москве, раздражают новую элиту. Такую, как Совет по правам человека – сборище социал-дарвинистов, ненавидящих тех, кому в жизни повезло несколько меньше, но кто не хочет отползать вместе с московским мусором куда-нибудь в Архангельскую область.
В том, что угроза будет осуществлена, сомневаться не придётся – первый такой законопроект появился ещё в 2013 году, а сейчас уже готовы знаки 5.35-5.38 и 8.25, ограничивающие движение автотранспорта того или иного экологического класса. Более того, с грузовиками всё это уже действует с 2015 года – на МКАД нельзя въехать с классом ниже Евро-2, а в пределы ТК – ниже Евро-3. Теперь же безжалостные автоматические камеры будут фиксировать «повороты под экологический знак» и присылать соответствующие штрафы – надо думать, усилиями главы московского транспортного комплекса Максима Ликсутова они будут очень чувствительными. Конечно, сделают какие-то исключения – для инвалидов наверняка, для пенсионеров вряд ли. Сделают переходный период. Дадут время продать свой внезапно подешевевший автохлам куда-нибудь подальше от МКАД, от глаз Михаила Федотова, ельцинского министра печати и информации.
Итак, в новой инициативе:
а) отсутствует логика и сообразность заявленным экологическим целям;
б) прослеживаются признаки противопоставления жителей Москвы остальным россиянам, что прямо запрещено Конституцией;
в) разжигается рознь, а в перспективе и ненависть по имущественному признаку.
Браво! Добиться всего этого одной инициативой – надо уметь. Совет по правам человека, и без того бестолковый пожиратель государственных денег, совершил репутационное самоубийство и по идее должен быть распущен. Хотя нет – распущенность там присутствует уже очень давно.
* * *
Я рад, что покинул родную Москву при первых раскатах градостроительно-транспортного бреда, который сейчас звучит над городом во весь голос.