Обращали внимание на эту особенность? На всех немецких танках Второй Мировой войны ведущее колесо расположено спереди, а не сзади ,как мы привыкли видеть на советских машинах. Из современных танков только лишь на израильских «Меркавах» ведущее колесо располагается спереди, но это легко объясняется расположением двигателя в передней части машины.
В немецких же танках двигатели расположены в кормовой части, как и у советских. Чем же тогда объясняется передний привод?
Двигатель и трансмиссия танка «Тигр». Кардан на экспонате укорочен
Часто высказывается мнение, что «немецкий инженерный гений» только к концу войны смог добиться качественных показателей при унифицированном, простом и малозатратном производстве. Но было уже поздно. Вернемся к нашему вопросу.
Дело в том, что, добиваясь идеальной развесовки танков, немецкие конструкторы решили выносить трансмиссию в переднюю часть, связывая ее с двигателем через карданный вал. Габариты моторного отделения при этом сокращались, что позволяло сместить башню назад и добиться оптимального баланса веса передней и задней частей танка. При смещенной назад башне легче было реализовать тяжелое лобовое бронирование с верхним расположением люков для мехвода и радиста.
Кроме этого, расположение башни в центре корпуса уменьшало раскачку ствола на ходу, что способствовало повышению точности стрельбы. Также близкое расположение трансмиссии к механику водителю значительно облегчало управление.
Однако у такой компоновки имелся и ряд недостатков:
— Большая высота танка вследствие наличия кардана, проходящего под боевым отделением;
— Затруднительное обслуживание и ремонт.
Кстати, подобную компоновку можно встретить не только на немецких, но и на американских танках, например — на «Шерманах»: