Башня-капсула «Накагин» была построена в 1972 году по проекту японского архитектора Кисе Курокава. Можно сказать, что это первое в мире «капсульное» жилое здание
Японский фотограф Норитака Минами (Noritaka Minami) четыре года снимал построенное в токийском районе Гинза здание.
Вот некоторые из его фото…
Фото 2.
</p>
Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы — это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения — самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа.
Фото 3.
В этих модулях-капсулах есть всё самое необходимое для жизни: кровать, стол, ванная комната с туалетом, кондиционер, телевизор, телефон и так далее. Изготовление этих блоков и внутренняя отделка капсул осуществлялись на заводе в префектуре Сига, находящемуся в 500 км. от строящегося здания Накагин, и готовые капсулы везли по автостраде на специальных трейлерах. На месте же эти блоки-капсулы устанавливали только при помощи кранов. Подобный процесс в то время считался неслыханным делом. У входа на первом этаже «Накагин тауэр» был выставлен образец капсулы в натуральную величину. Это пространство, напоминающее внутреннее устройство космического корабля, для японцев казалось воплощением детских фантазий о «секретных космических базах» (из одного японского детского мультфильма).
Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации — лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса. Высота дома — тринадцать этажей.
Фото 4.
Nakagin Capsule Tower является ярким примером архитектурного стиля под названием «Метаболизм», который зародился в Японии и предполагает модульность, высокую адаптивность, возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с меняющимися требованиями жизни.
Метаболизм — (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в., пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.
Фото 5.
Автор Nakagin Capsule Tower — Кисё Курокава, 1960 годах стал одним из основателей движения архитектурного метаболизма. Это направление сразу завоевало популярность. В отличие от доминирующей в то время теории Ле Корбюзье (здания как «машины для жилья»), метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными ему процессами. Они делили его на постоянные и временные элементы — кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени.
Фото 6.
Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой — вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид.
Фото 7.
Башня Nakagin Capsule Tower в Токио прославила Кисё Курокаву на весь мир, была признана лучшим произведением метаболизма и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International, а копию одной из «капсул» в натуральную величину сейчас посещают многочисленные туристы.
Фото 8.
В 2007 году жильцы «Накагина», сославшись на стесненные условия и на содержание в конструкциях здания асбеста, проголосовали за его снос. Желая спасти свое творение, Курокава предложил проект масштабной реконструкции башни. План реконструкции поддержали основные архитектурные ассоциации Японии, в том числе Японский институт архитектуры, но из-за больших финансовых затрат работы так и не начались
После этого большинство жильцов съехали и забросили свои квартиры.
Фото 9.
Кисё Курокава родился в 1934 году в Нагое, учился в Киото и Токио. В 60-е движение архитектурного метаболизма, одним из основателей которого был Курокава, стало последним словом архитектурной мысли. В своей книге-манифесте «Время машин и время жизни» молодой японец полемизировал с самим Ле Корбюзье, чья концепция здания как «машины для жилья» в то время была доминирующей.
Фото 10.
Несмотря на успех на международной выставке в Осаке в 1970 году, группа метаболистов распалась. Но Курокава продолжал развивать ее идеи в своем творчестве и теоретических трудах. Среди главных его работ – Городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center в Осаке, Японо-германский центр в Берлине, торговый центр Melbourne Central в Мельбурне, Китайско-японский молодежный центр в Пекине, Tour Pacifique в парижском районе Дефанс, новое здание Музея Ван Гога в Амстердаме, аэропорт в Куала-Лумпуре. Кишо Курокава также разработал генеральные планы нескольких городов в Азии. В последнее время он часто навещал Казахстан, работая по приглашению Нурсултана Назарбаева над генпланом столицы Казахстана Астаны. Здания Курокавы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, Китае, его книги не раз получали литературные премии – например, «Философия симбиоза» (Philosophy of Symbiosis) удостоена Japan Grand Prix of Literature.
Фото 11.
С 1962 года Кисё Курокава возглавлял компанию «Кисё Курокава – архитектор и сотрудники». Компания имеет главный офис в Токио и филиалы в Осака, Санкт-Петербурге, Куала-Лумпуре, Пекине и Калифорнии.
Добившись мирового признания и известности в своей главной профессии, Курокава занялся также общественной и политической деятельностью: часто выступал в СМИ, основал собственную партию, баллотировался на пост губернатора Токио и в депутаты верхней палаты японского парламента по токийскому избирательному округу.
Фото 12.
Кисё Курокава также работал и в России. Он участвовал в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии в Петербурге, в мае 2007 года выиграл конкурс на проектирование торгово-развлекательного центра в Екатеринбурге. Будучи одним из членов жюри в конкурсе на строительство в Санкт-Петербурге административного центра «Газпром-сити», он вместе с еще тремя именитыми архитекторами вышел из его состава в знак протеста против победы «неорганичного для Петербурга проекта».
В августе 2006 года Курокава стал создателем проекта новой спортивной арены ФК «Зенит» на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге.
Кисё Курокава скончался 12 октября 2007 года.
Фото 13.
Вдохновившись идеями Кисё Курокавы, в Бобруйске (Белоруссия) в 70-х годах прошлого века выстроили здание. Спустя какое-то время жильцы утомились от сурового минимализма идей Курокавы, и озаботились вопросом хранения запасов квашеной капусты на балконе. В результате к облику бобруйского здания были добавлены некоторые не предусмотренные почитателями Курокавы архитектурные излишества.
40 лет прошло с момента постройки «Капсульной башни Накагин», и то, что здание устаревает – это факт. Стоит отметить, что ни одна капсула так и не была заменена. Судя по всему, отсоединить и заменить одну капсулу на самом деле не так то и просто. Компания, в ведении которой находится Накагин, настаивала на снесении здания и строительстве нового. Курокава Кисё скончался в 2007-м году, но он до последнего утверждал, что все проблемы Накагин Тауэр можно решить заменой первоначальных капсул. На советах «Ассоциации архитекторов Японии» многие выступают в поддержку сохранения здания, некоторые даже считают, что «Капсульную башню Накагин» надо внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но никто не знает дальнейшую судьбу здания.
Фото 14.
Сейчас, в 2013 году, «Капсульная башня Накагин» поддерживается в более или менее приемлемом состоянии, и в последнее время, сюда вселяется много людей на непродолжительное время. Привлекательна стоимость аренды модуля-капсулы в месяц, расположение здания Накагин в центре Токио. В то же время это здание своей особой атмосферой вдохновляет многих на творческую деятельность – возможно, дух бросившего вызов уходящей эпохе своими ценностями Курокава Кисё, своим безумным запалом и сейчас горячо будоражит идеи в молодом поколении творческих людей, выбравших местом жительства «Капсульную башню Накагин».
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.