Спецкор Лайфа Артур Матвеев опросил жителей Южно-Сахалинска и выяснил, как они относятся к спору вокруг Курил.
Специалисты ВЦИОМа сегодня прилетели на Итуруп для изучения мнения местных жителей о претензиях Японии на данные территории. Лайф тоже отправился на Дальний Восток, чтобы услышать всё из первых уст. Место действия — Южно-Сахалинск. Говорим, естественно, о Курилах.
Жительница Сахалина София Воружена вопрос принадлежности Курил комментирует осторожно. Девушка выросла в смешанной семье: мама — русская, отчим — японец, и разговоры на эту тему у них в доме запрещены. «Не хотим разжигать третью мировую войну», — шутит София.
У других жителей 200-тысячного Южно-Сахалинска взгляд на эту проблему, кажется, весьма однозначный: Курилы не отдадим. Аргументы звучат самые разнообразные, но вот самый популярный из них: единство страны — вещь неприкасаемая, и точка.
«Курилы наши, как и Крым, и какого-либо иного [варианта] быть не может. Отдав Курилы, даже один-два острова, Россия распадётся. <…> Россия и Курилы — это одно и то же»
Другой житель города, Сергей Зыков, выразил мнение, что этот вопрос вообще необсуждаемый.
«Это наше! Зачем отдавать? Уже Аляску отдали. Зачем [нам мир с Японией]? Для чего? Мы что, воюем? Мы же не воюем, мир и так есть»
Местная жительница Евгения Матвеева напомнила о том, что деды и прадеды воевали за Курилы и отдавать эти территории неправильно. Она отметила, что большинство жителей придерживаются такого же мнения, а само обсуждение вопроса часто можно услышать в общественном транспорте, парках и других многолюдных местах — как среди молодёжи, так и между людьми преклонного возраста.
«Что касается границ, это неотъемлемая часть нашей жизни, благосостояния, поэтому никаких Курил я бы даже в аренду не отдала»
А вот местная жительница Оксана Иванова, напротив, заявила, что ей безразлична судьба островов Южно-Курильской гряды.
«Я там никогда не была и не буду»
Россия и Япония десятилетиями ведут консультации с целью заключения мирного договора по итогам Второй мировой войны. Основным препятствием является проблема принадлежности Южных Курил, которые были включены в состав СССР. Токио считает своими Кунашир, Итуруп, Шикотан, а также группу небольших островов Хабомаи.