Вначале новости. Продюсер Би-би-си Риам Далати, написавший в твиттере кое-что лишнее, закрыл его от посторонних. Напомним: накануне этот сотрудник Британской вещательной корпорации опубликовал пару твитов про знаменитую Газовую Атаку в Думе.
Для тех, кто позабыл: великая атака случилась весной прошлого года. По версии объединенного Запада — вертолеты Сирийской армии обрушили на город, удерживающийся группировкой боевиков Джейш-аль-Ислам*, «две бочки хлорина» или «две кассетные бомбы», или даже «зариновые снаряды» (в зависимости от источника). Погибли 70 человек.
В качестве доказательства преступления кинокомпанией «Белые каски» была предъявлена душераздирающая сцена в госпитале, где доктора судорожно поливают водой и пытаются спасти жизни отравленных детей.
Об этом преступлении неделю орали заголовки, оснащенные кадрами записи «касок» с полуживыми крошками.
Об этом жестко и с холодной праведной яростью говорили лидеры мировой свободы — от Трампа до последнего Макрона.
За это через неделю США, Франция и Великобритания нанесли по Сирии дружный ракетный удар возмездия — тоже знаменитый, поскольку он закончился полным провалом по версии Сирии и России и полнейшим успехом по версии США.
А еще дней через десять в Гаагу прибыла делегация из 17 участников знаменитой киносъемки в Думе — включая одного из мальчиков, умиравших от отравления перед камерой.
Участники рассказали, что атаки-то не было: был фильм. Мальчик рассказал, как дяди из «Белых касок», друзья державших тогда город боевиков, нанимали его за финики и как поливали зачем-то водой в больничном здании.
Но этот брифинг, поскольку организовала его лживая Россия, — был проигнорирован всеми передовыми странами.
Прошли месяцы. И вот продюсер Далати осторожно признал: «После шестимесячного расследования можно без сомнений сказать: сцена в госпитале была постановочной. Там никто не погиб».
Он, правда, торопливо добавил: «Атака БЫЛА. Зарин не использовался. Мы должны ждать заключения ОЗХО (организации по запрету химоружия), которое докажет применение хлорина или чего-то еще».
Потом он быстро сообразил, что зря написал даже это, — и его твитер резко стал «приватным». Би-би-си на вопросы нахальных русских СМИ сквозь зубы сообщило, что «это было личное мнение работника».
…А теперь — самое главное. Оно же самое печальное.
О прорыве откровенности продюсера сообщили, если верить Google News:
— Российские СМИ
— RT
— Sputnik
— Какие-то небольшие хорватские, сербские и пакистанские сайты
и более никто.
Конечно, подумаешь: ну, подделка. Подумаешь, из-за нее по стране, которой и так несладко, выпустили сотню ракет. Это когда было-то. Публике уже неинтересно, публика хочет знать более актуальные новости. Из-за другой фальшивки целый Ирак разнесли, что теперь, переживать, что ли.
Но штука вся в том, что Би-би-си могла запросто и опубликовать результаты расследования сотрудника — например, где-нибудь в колонке «Мнения». И то же могли сделать все остальные ресурсы, год назад вопившие о Чудовищном Преступлении Путина и Асада. И это как бы опровержение — никак не навредило бы информационно-пропагандистской картине мира, производимой передовыми СМИ.
Потому что мы живем в эпоху, когда пришедшие к нам из прошлых лет сущности вроде «опровержений в СМИ» — уже просто неактуальны, лишены смысла.
Это в далеком XX столетии, когда средний гражданин выписывал одну-единственную газету («Таймс» или «Время», или «Цайтунг», или «Ле Темп»), — она могла сначала выйти с заголовком «Иванов убил Петрова», а на следующее утро опубликовать опровержение: «Иванов не убивал Петрова». И Иванов ходил по городу, зная, что в глазах подавляющего большинства сограждан его доброе имя очищено.
А сейчас реальность в руках медиа — хуже пластилина. Это одновременно и песочный город, и непрерывные волны, подмывающие его. В памяти массовой аудитории по-настоящему «существует» только то, что постоянно в нее вбивается. Ослабьте напоминания — и исчезнет память даже о вещах, о которых забыть, казалось бы, невозможно. И наоборот: отбомбитесь несколько лет, скажем, по потомкам советских солдат, освобождавших Украину, сделанной из фантазий и веток искусственной реальностью — и они с надрывной гордостью начнут именовать себя бандеровцами.
Атака в Думе была постановочной? Попробуйте остановить на улице европейского города человека, который в апреле 2018-го ахал перед телевизором и шептал «ну и сволочь же этот Асад», и скажите ему об этом. Он, скорее всего, спросит в ответ: «Дума?.. Извините, это где вообще?» В его памяти торчит обобщенное знание: «сирийский тиран Асад бомбит собственных граждан зарином». Потому что и до фальшивки «Белых касок», и после фальшивки «Белых касок» ему об этом говорили десятки раз — и повторяют из каждого утюга.
Строго говоря, «оружием XXI века» является именно это: управляемая проточная реальность, проложенная через голову отдельного гражданина. Когда память и мировоззрение человека уже не принадлежат ему, а поступают ему как абоненту через стрим — это в принципе угроза пострашнее любого «изменения климата».
Кстати, не надо думать, будто мы тут у себя защищены от «мнемонического оружия», лепящего реальность аудитории по запросу заказчиков. Это не так. У нашей страны, конечно, есть свои информационные ПВО, — но они работают только по крупным целям. А так каждому нашему соотечественнику хотя бы по раз в день шепчут на ухо: «не слушай кремлевскую пропаганду — она врет. Не читай казенные СМИ — они врут. Не верь им. Верь сенсациям, которые тебе переслали друзья из соцсетей от каких-то анонимов. Эти обманывать не станут».
Нет, разумеется, было бы глупо говорить, что «российские СМИ всегда правдивы». Пока по федеральным каналам кочуют экстрасенсы с египетскими пирамидами, рекламы фуфломицинов и мастера бесконтактного боя, — такое заявление прозвучало бы нелепо.
Но Россия на основании чьих-то бездарных телепостановок по крайней мере никого не бомбит. И вот с этим — самым главным — фактом поспорить не получится.
* Террористическая организация, запрещенная в России