Арбитражный суд Москвы по иску министерства обороны России взыскал более 371 миллиона рублей с самарского завода «Авиакор», входящего в корпорацию «Русские машины» холдинга «Базэл» Олега Дерипаски, следует из опубликованной резолютивной части решения суда.
Столичный арбитраж удовлетворил иск частично: Минобороны требовало взыскать с ответчика более 928 миллионов рублей — около 153 миллионов штрафа по госконтракту от 11 мая 2011 года на поставку девяти самолетов Ан-140 и около 776% за пользование авансом как коммерческим кредитом. Суд первой инстанции взыскал только проценты, и то в размере лишь более 371 миллиона рублей. Другие подробности пока не сообщаются.
«Авиакор» занимается капремонтом Ту-154, техобслуживанием Ту-154, Ту-95МС, Ан-140, Ан-74, поставкой компонентов для различных самолетов. Минобороны и «Авиакор» ведут еще одно судебное разбирательство по этому контракту.
Оборонное ведомство в иске, поданном год назад, потребовало расторгнуть контракт и взыскать с авиазавода неотработанный аванс в размере 2,2 миллиарда рублей. Арбитраж Москвы в сентябре полностью удовлетворил исковые требования. В то же время суд отклонил встречный иск, в котором «Авиакор» требовал также расторгнуть госконтракт и взыскать с заказчика более 435 миллионов рублей долга.
В материалах суда говорится, что по условиям контракта авиазавод должен был произвести и поставить заказчику в 2011–2013 годах девять самолетов Ан-140, по три самолета в год. На выполнение контракта ведомство перечислило предприятию более 4,5 миллиарда рублей, однако всего по контракту Минобороны получило четыре самолета стоимостью более 2,3 миллиарда рублей. Разницу истец потребовал вернуть.
Ответчик иска не признал, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы, выразившиеся в установлении в марте 2014 года Украиной, поставлявшей комплектующие, и ЕС санкций в отношении России. Кроме того, «Авиакор» заявил в суде, что были поставлены самолеты на сумму 3,2 миллиарда рублей, а срок на исполнение его обязательств был установлен необоснованно короткий.
Арбитраж Москвы, однако, отклонил доводы ответчика, указав в решении, что обстоятельства непреодолимой силы наступили уже за пределами срока исполнения контракта, а с самими сроками исполнитель согласился при его заключении. Девятый арбитражный апелляционный суд в декабре изменил решение нижестоящей инстанции, снизив сумму взыскания до 1,3 миллиарда рублей. Суд согласился с доводами ответчика о том, что в контракт была включена заниженная стоимость производства самолетов.