Америка накануне «перестройки»: знакомьтесь, местный Горбачев — Александрия Окасио-Кортес
Поначалу читать проект Александрии Окасио-Кортес было очень смешно. Классическая «постмодернистская мечта» о стране розовых пони и молочных рек с кисельными берегами, где деньги сами собой падают с неба и единственная забота – суметь их потратить. На этом фоне серьезный прогноз практического развития событий выглядел почти шуткой, но она, увы, оказалась пророческой.
События в США развиваются как раз именно по предсказанному сценарию. С уверенностью можно сказать, что фраза, взятая в качестве заголовка, тоже уже практически не шутка.
Мир устроен так, что для любого массового процесса, в первую очередь, необходима идея. Не абы какая, а прежде всего броская, яркая, привлекательная и понятная максимально широкому кругу людей. Как в той шутке: каждой бабе – по мужику, каждому мужику – по бутылке водки. Впрочем, идея «землю – крестьянам, заводы – рабочим» — по сути, не отличается ничем.
В этом смысле американцы, что бы они там о себе ни думали, точно такие же люди, как все. Каждая избирательная компания у них начинается с поиска броской идеи и ее последующей красивой упаковки в яркие лозунги. Разве что в прошлом серьезные люди пытались обернуть в популизм серьезные вещи, тем самым сталкиваясь с естественными ограничениями реальности, а авторы «Нового зеленого курса» такими глупостями не занимались и дали полную волю фантазии. В результате получили сказку, привлекательную практически для каждого.
ЭколоХи (не путать с серьезными специалистами в области защиты окружающей среды) умиляются закрытием всех видов «грязной энергетики» и тотальным переходом на «стерильно чистое электричество». Веганов привлекает отказ от традиционного производства мяса, связанного с убийством животных. Лентяям обещаны дармовые деньги и высокий уровень жизни не слезая с дивана. Остальным — огромные «инвестиционные доходы» от технологического роста «постиндустриальной экономики».
А самое главное, в этом мире «хорошо» будет абсолютно всем. И не когда-нибудь в далеком будущем, а вот буквально начиная с 2020 года. Всего что требуется, это сплотиться, выгнать из Овального кабинета «узурпатора», выбрать «правильного человека» и переписать «несколько законов». Рай наступит автоматически.
Парадокс превращения сущего бреда в полноценную программу Демократической партии США сложился в результате синергетического скрещивания общего дефицита глобальных идей с общим дрейфом правых и левых к одинаковому социальному популизму.
Далее это накладывается на принципиальный внутренний конфликт между финансовыми элитами страны. Условно говоря, группировок две и обе с равным основанием относятся к категории Глубинного государства. Недаром говорится, что политика вытекает из экономики. Американское государство с первых дней его существования олицетворяло собой бизнес и существовало для продвижения его интересов. Внутри страны – в виде их балансирования между собой для достижения социального компромисса. Снаружи – для проталкивания и защиты интересов американского бизнеса на внешних рынках.
Пока бюджет в общей экономике занимал незначительную долю, бизнес жил строго сам, но примерно с 2004-2005 годов доля расходной части бюджета в формировании ВВП США начала расти. В 2006 она достигла 21%, в 2010 — 26,5%, в 2015 — 33%. Потом, правда, выяснилось, что делать деньги из воздуха бесконечно невозможно, и он чуток просел, до 4 трлн долл расходной части в 2018 году при общем объеме ВВП в 19 трлн.
Однако государство, в целом, осталось богатым источником для зарабатывания денег, что разделило американский бизнес на две неравные по численности и деньгам части. Транснациональные корпорации накопили количество ресурсов (не только денег, но и имущества, неимущественных прав, а также возможностей политического и социального влияния), позволяющее плевать на институт государства.
Трамп по сей день безуспешно пытается «вернуть в США» производство Apple. Что еще интереснее, корпорация Amazon за 2018 год получила 5,6 млрд балансовой прибыли. Ставка корпоративного налога была 35%, но Конгресс в 2017 снизил ее до 21%, что якобы должно было «стимулировать улучшение корпоративного гражданства».
Но благодаря юридическим уловкам и распределенной международной корпоративной организации, официально Amazon за 2018 год в бюджет США не заплатит ни цента федерального налога. По этому поводу Трамп глубоко возмущен, исключил владельца и главу Amazon Джеффа Безоса из круга своих друзей, но сделать что-либо больше он не в состоянии.
А это как раз то, к чему стремятся глобальные корпорации – к публичной власти. Однако добиться ее они могут лишь через разрушение государства как социального института. Былая максима — «что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо для Америки», сейчас сменилась на прямо противоположную. Гигантам вроде «Амазона» хорошо все то, что прямо плохо для Америки. Именно поэтому транснациональной части корпоративной Америки последствия реализации идей Александры Окасио-Кортес более чем нравятся.
Противоположная глобалистам часть «глубинного государства», наоборот, связывает свое благополучие с углублением и расширением распила бюджетного финансирования любых «больших национальных проектов». Все прежние игры глобалистов с печатным станком привели не просто к вливанию огромных денег в американскую экономику, а к их концентрации в первую очередь на бирже. В результате рост ВВП есть, а количество свободного платежеспособного спроса у населения не увеличилось.
При общем объеме национального ВВП в 19 трлн, суммарная задолженность американских домохозяйств по всем видам текущих кредитов достигла 13 трлн долларов. Покупать больше американцы не могут, практически все их деньги уходят на обслуживание долгов. А цены растут. В 1965 году среднестатистический дом на одну семью стоил примерно 1-1,2 ее общего годового дохода. В ипотеку эту сумму можно было выплатить примерно за 5-7 лет. Сегодня он стоит до 6 годовых доходов и с большим напряжением сил выплачивается не менее чем за 25-27 лет.
Таким образом, идея «Зеленого нового курса», на реализацию которой требуется 90 трлн долларов, которые возьмутся из воздуха с помощью печатного станка, этой части корпоративной Америки также кажется очень привлекательной, ибо сулит не только прямые прибыли от уже существующих бизнесов (строительство, инфраструктура, сервисы), но и гарантирует щедрое финансирование всяких «новых зеленых стартапов», акции которых можно сегодня купить еще практически даром.
Тем самым происходит «смычка города и деревни», окончательно цементируемая радостью населения от перспективы получить много-много халявы, и профессиональных политиков всех калибров от возможности распределением такой прорвы денег поуправлять. Конечно же, абсолютно бескорыстно и только в интересах принесения пользы обществу.
Иными словами, мы фактически видим начало идеологического формирования американской версии известной «Перестройки». Тогда советский народ тоже очень увлекся откровенным популизмом и ради достижения фантастической сказки снес свое государство.
В США начинается абсолютно то же самое. Разве что главные действующие лица несколько симпатичнее, и убьющая нынешнюю Америку идея имеет сильно более зеленый цвет. А так все остальное практически один в один.