Официальные причины авиакатастрофы в Эфиопии, где разбившийся самолёт унес жизни более 150 человек, ещё не озвучены. Тем не менее в лётной среде делают предположения, почему это могло случиться. Одна из версий — лётчики потеряли управление над самолётом из-за того, что пилотирование взяла на себя электронная система, после чего отправила лайнер в пике.
Как рассказал американским СМИ гендиректор авиакомпании Ethiopian Airlines (ей принадлежал потерпевший крушение в Эфиопии «Боинг»), пилот перед самой авиакатастрофой говорил диспетчерам, что возникли проблемы с управлением полётом.
Далее он отметил, что слушал запись этого разговора. Согласно ей, пилоты будто бы хотели вернуться в аэропорт Аддис-Абебы, но этого им не позволило «взбесившееся» управление. РИА ФАН напомнило, что бортовые самописцы рухнувшего лайнера переданы в Европу, где их расшифровывают.
В интервью ФАН заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов сравнил катастрофу в Эфиопии с крушением Boeing 737 MAX в Индонезии в октябре прошлого года. По оценке эксперта, похожесть ЧП — это знак серьёзных проблем в управлении полётом и сомнительной техники.
«Эта авиакатастрофа встревожила авиаторов всего мира. И не только потому, что гибель людей — это всегда трагедия. Здесь примешивается фактор повторяемости причины катастрофы. Потому что трагедия в Эфиопии фотографически повторила авиакатастрофу в Индонезии. С той лишь разницей, что в Индонезии Boeing-737 MAX нырнул в океан, а в Эфиопии — в пустыню»,— заметил Олег Смирнов.
Смирнов предположил, что случившееся было «бунтом киборгов». Потеря управления над самолётом могла произойти из-за системы улучшения маневренности самолёта. Она может отстранить пилотов и действовать самостоятельно. По предположению Смирнова, в Эфиопии эта система могла так и сделать, после чего отправила самолёт в пике.
«Это потеря управления самолетом из-за системы MCAS, установленной на Boeing-737 MAX (система улучшения маневренности самолета). Это сложная система, но если говорить простым языком, система отстраняет командира экипажа от пилотирования самолетом и действует самостоятельно. В данном случае она отстранила пилота от управления и сама перевела стабилизатор на пикирующее положение.
Я бы это назвал бунтом киборгов. В погоне за прибылью пилота превращают в оператора бортового компьютера. А это смертельная ошибка. Пилот должен в случае любой неисправности уметь управлять самолетом вручную, отключив все системы, которые функционируют без участия человека. Если полетом командуют киборги, жизни людей оказываются в опасности. Электроника всегда отказывает, и если летчик не умеет действовать без нее, это катастрофа»,— уверен Олег Смирнов.
«Поэтому реакция была очень жесткая. На сегодняшний день практически все страны мира отказались летать на Boeing-737 MAX. Поставили их у заборов. Даже Европа, которая до вчерашнего дня заигрывала с США, приняла решение приостановить их использование до получения результатов расследования и выводов комиссии. Более того, ЕС запретил пересекать европейское воздушное пространство на этом типе самолетов»,— напомнил бывший замминистра гражданской авиации СССР.
Фото: © Pixabay СС0