Латвия остается в числе лидеров Евросоюза по количеству самоубийств среди населения, пишет Baltnews.lv.
Правда, по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), доля самоубийств в Латвии с 2000 по 2016 год значительно сократилась — однако данный показатель продолжает оставаться очень значительным. Если в 2000 году в Латвии было 29,7 самоубийства на 100 000 жителей, то в 2016-м — 17,2. Причем доля самоубийств среди мужчин выше, нежели среди женщин. Однако стоит отметить, что с 2016 по 2019 годы отмечен рост числа самоубийств именно среди женщин.
По словам врача-психотерапевта Артура Утинанса, главная причина самоубийств — депрессия. Счеты с жизнью сводят в основном те, кто не может реализовать себя ни в финансовом, ни эмоциональном плане. Решающим фактором может стать также и доступность специалистов, которые могут помочь человеку преодолеть психологический кризис. «Латвия — одна из редких стран Европы, в которых нет бесплатной психологической помощи. Исключение составляют критические ситуации, но и тогда объем доступной поддержки в кризисных центрах ограничен. Если у человека нет возможности обсудить свои чувства с близкими или со специалистами, то риск самоубийства выше», — объяснил Утинанс.
Отсутствие физического контакта может также стать причиной самоубийства. Так, психотерапевт подчеркивает, что человеку постоянно нужен тактильный контакт с другим человеком. «Это способствует вырабатыванию определенных гормонов, помогающих поддерживать хорошее самочувствие», — говорит он. В целом, мужчины совершают самоубийства чаще женщин. По словам Утинанса, на это влияют как биологические, так и социальные факторы. «У женщин более широкая социальная поддержка, они реже чувствуют себя одинокими и отверженными. В кризисной ситуации у них больше людей, к которым можно обратиться», — отметил психотерапевт.
Руководитель амбулаторного центра Рижского центра психиатрии и наркологии Veldre профессор Марис Таубе сделал вывод, что депрессию и желание свести счеты с жизнью вызывают социально-экономические причины. Он упомянул, что низкий уровень жизни побуждает население употреблять больше алкоголя. По данным ВОЗ, большое число самоубийств на 100 тыс. человек в Латвии может оказаться связано с самым большим потреблением алкоголя на душу населения. Каждый житель страны от 15 лет и старше в год выпивает 18,2 литра «чистого алкоголя».
Согласно данным международной статистической базы Worldometer, в Латвии наблюдается самое большое в мире сокращение населения. За минувший год республика потеряла 0,98% жителей. В эфире программы «Домская площадь» «Латвийского Радио-4» демограф Илмар Межс заявил: «Эмиграция будет продолжаться, хотя и в меньших объемах, но все равно каждая тысяча уехавшей «молодежи бьет по нашим демографическим показателям. И рождаемость, даже с идеальной госполитикой — поскольку наших матерей уже стало мало — будет меньше». По мнению Межса, есть два основных фактора сокращения численности жителей — это смертность, опережающая рождаемость, и эмиграция.
Демограф отметил, что из-за нелепых случайностей в Латвии гибнет множество подростков. Высокая смертность связана с рекордным количеством самоубийств в прибалтийской республике. Так, Латвия заняла третье место среди стран ЕС по количеству самоубийств, о чем свидетельствуют данные Eurostat за 2015 год. Демограф также отметил, что важно проводить кампании против вождения в нетрезвом виде — тогда существенно сократится риск быть сбитым пьяным водителем.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития и Еврокомиссии, Латвия, наряду с Болгарией и Польшей находится в числе аутсайдеров по средней ожидаемой продолжительности жизни населения. В Латвии предполагаемая продолжительность жизни — 74,8 года, в то время как средний европейский показатель — 80,6 лет. Как рассказал РИА Новости депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов, происходящее — закономерный результат политики, проводимой в последние десятилетия. Еще в конце 90-х Митрофанов, по его словам, спрашивал депутатов партий правого толка, осознают ли они последствия уничтожения той промышленности, которая осталась после советского периода.
«На этот вопрос я получил обескураживающий ответ: «Мы устали от ваших толп советских мигрантов, мы хотим жить в маленькой, зеленой, национальной стране. Такой, как Исландия — где нет чужаков, все говорят на одном языке, нет ваших zavodi и страшных микрорайонов с советскими многоэтажками… Со времени тех разговоров прошло двадцать лет. И надо признать, что за это время Латвия сделала большой шаг, приблизившись к Исландии в плане количества населения и культурной унификации. Нерациональные, но горячие мечты латышских интеллектуалов понемногу материализуются. То есть мечта, какой бы иррациональной она ни была, всегда имеет приоритет над скучными экономическими и рациональными соображениями. Кстати, совсем недавно «исландскую мечту Латвии» озвучил наиболее вероятный кандидат в президенты Латвии — Эгилс Левитс. Он прямо сказал, что это в итоге Латвия должна стать такой же, как Исландия: сильная национальная идентичность и всего 350 тысяч населения. Латышская элита продолжает мечтать о рае эскапистов и интровертов — зеленой, чисто латышской стране с редким населением. Простые латвийцы дисциплинированно умирают и уезжают, воплощая мечту своих лидеров в жизнь», — сказал евродепутат.