Военные разработки – передовой край науки.
Очень многое, что обогатило цивилизацию, создано с целью победы в сражениях.
Ряд бесконечен – от подковы до Интернета.
Непобедимая армада Филиппа Второго была разбита адмиралом Дрейком в результате реформы судостроения и химических опытов, которые повысили эффективность пороховых зарядов.
Можно говорить о симбиозе науки и армии.
Наш пример – Атомный проект СССР, из которого выросла атомная энергетика с ледоколами и электростанциями.
Но так было раньше.
Если государство становится архаичным, наука у него превращается в лженауку и перестает работать на прогресс.
В официальном журнале Минобороны «Армейский сборник» появилась статья о боевой парапсихологии, которая позволяет проникать в мысли противника и взламывать компьютерные программы.
Напряжением сил, сокрытых в черепной коробке тренированного российского солдата, теперь можно сжигать кристаллы в генераторах и вносить помехи во вражеские радио- и телепередачи. Благодаря тому, что боевой парапсихолог видит человека насквозь, стал возможен допрос методом метаконтакта. Кроме того можно читать текст, запертый в сейфе, даже на иностранном языке. Знать который при этом не обязательно. Телепатия заимствована у дельфинов и уже успешно применена в ходе боевых операций.
Это чистейший бред.
В годы Перестройки мне не раз приходилось слушать энергичных военных отставников, которые воодушевленно рассказывали об экспериментах в области парапсихологии. Всех объединяло одно качество – они были, как бы сказать помягче, «не в себе».
Партийное руководство СССР, которое в поздний период было склонно верить в различные чудеса и широко прибегало к помощи целителей-экстрасенсов, навязало Академии наук проверку этих явлений.
Несколько лет группа лучших ученых Института радиотехники и электроники РАН под руководством академика Юрия Гуляева вдоль и поперек изучала магов, целителей и парапсихологов всех мастей.
Вывод специалистов однозначный: чистейшее шарлатанство и сплошное надувательство.
В науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный.
Но не в данном случае. Потому что невежественные люди не воспринимают результат как категорию, а испытывают неистребимую потребность в чуде.
И печально, что в XXI веке такие персонажи находят приют в министерстве обороны, которое по мировому опыту должно находиться на переднем рубеже научного прогресса, но слепо вверяет свое достоинство развенчанным шарлатанам.
К слову, вспомнился рассказ Сергея Петровича Капицы о том, как в годы холодной войны его отца, будущего Нобелевского лауреата Петра Капицу и академика Владимира Фока пригласили в Минобороны и попросили возглавить работы по строительству гравитолета, который поднимается в воздух, отражая силу земного притяжения.
Аргумент у генералов был железный: в Пентагоне, как докладывает разведка, работы уже ведутся и выделен целый миллион долларов.
Фамилия изобретателя вызывала у генералов дополнительное доверие – Рабинович.
Академики сумели отвертеться от нелепой затеи.
А через год Рабинович сбежал в Аргентину с секретаршей и тем самым миллионом долларов.
После чего академик Капица сказал академику Фоку: «Все-таки от инвестиций в науку есть прок».
Последние события в области технологий в России связаны с подключением репрессивного аппарата к социальным сетям.
А также с гордым заявлением Роскомнадзора о том, что найден-таки ловкий алгоритм окончательной блокировки проклятого мессенджера Telegram.
Невозможно представить, чтобы в Америке истребляли Гейтса и Джобса, но точно так же невозможно представить, чтобы в Росси не постарались прижать к ногтю основателя Telegram Дурова.
Неважно, что мы зарежем курочку, которая обещала нести золотые яйца.
Контроль важнее прибыли!
Наш чиновник мог бы бросить инноваторам слова, которые в «Грозе» русский купец Дикой адресует инженеру Кулигину:
«Ты передо мной червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю!»
В век публичных мечтаний руководства о цифровой революции и искусственном разуме все это кажется диким.
Реальность противоречит лазурным грезам.
В МГУ, цитадели знаний и разума, собираются теологические конференции, которые освящают своим присутствием ответственные работники администрации президента.
Вузы замерли в предвкушении введения религиозных дисциплин.
Научные коллективы в массовом порядке лишаются обещанных грантов.
Жертвоприношение верблюдов обсуждается в научных рубриках, а силовики грозят друг другу порчей, наведенной потомственными колдунами…
Но это дикость в век, когда наука стала строить новые производственные отношения, а ученые стали новым социальным классом, который, чего не было во времена Маркса, формирует самый устойчивый и прогрессивный капитал.
В патриархальном мире добродетель состояла в верности традиции, но добродетель человека XXI века – в изобретательности.
Невежественный человек во власти угрожает современному обществу.
Отупение разума не менее страшно, чем любой из библейских грехов.
Нельзя построить современную экономику, опираясь на вздорные запреты и средневековых колдунов. Источник