Белорусский министр полагает, что русскому языку ничего не угрожает
Выступая на совместном заседании коллегий министерств культуры России и Беларуси, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский попросил своего белорусского коллегу Юрия Бондаря уделить особое внимание защите русского языка. Мединский объяснил свою просьбу тем, что становится всё больше информации об исчезновении русского языка в Белоруссии.
«В последнее время в СМИ всё чаще появляется информация о том, что русский язык пропадает с вывесок, на спортивных мероприятиях вывески на английском и белорусском. Я бы очень просил, чтобы эта важнейшая часть нашего культурного гуманитарного сотрудничества оказалась в фокусе Министерства культуры Республики Беларусь. Мне кажется, это не просто обидно для некоторых наших деятелей культуры, это путь к ущемлению одного из государственных языков», – отметил Мединский.
«Среди вещей, которые нас объединяют, мы считаем политически мудрым равноправное развитие языков русского и белорусского. Это та вещь, которая нас объединяет, может оказаться на обочине текущего взаимодействия. Я бы очень просил, чтобы эта важнейшая часть культурного гуманитарного сотрудничества оказалась бы в фокусе внимания министерства культуры», — продолжил он.
Однако министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь заверил Мединского, что русскому языку в Белоруссии ничего не угрожает.
«Ничего не угрожает русскому языку в Белоруссии, почему-то витают такие настроения, но это неправда. Подавляющее большинство населения Белоруссии говорит на русском языке, воспитано на высоких идеалах русской литературы. Я не могу представить такой ситуации, когда русский язык будет чужим для белорусского народа и Белоруссии», – заявил Бондарь. И добавил, что сейчас министерство культуры работает над государственными программами «по популяризации белорусского языка».
В том, что такие программы необходимы, уверены многие белорусские чиновники.
«Надо признать, что национальный язык – одна из основ национальной самоидентификации любого народа, если мы говорим о защите своей идентичности, мы должны культивировать одну из его основ – язык. Культивировать, пропагандировать, применять – об этом речь идёт. Если мы будем поощрять и культивировать моду на белорусский язык, тогда и запрос на образование, деловое общение будет», – заявил госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Станислав Зась. При этом он призывает «учесть опыт Украины», чтобы не повторять ошибок соседней страны. Начинать следует, по его мнению, в информационном пространстве – чтобы в СМИ всё чаще звучал белорусский язык.
А политолог, эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) Сергей Николюк утверждает, что процесс белорусизации в стране идёт и достаточно успешно. Настолько успешно, что даже сам Александр Лукашенко ровно год назад заявил: «Мы не пророссийские, не проукраинские и не пропольские. Мы – не русские, мы – белорусские!» А ведь до того, напоминает Николюк, Лукашенко говорил, что «белорусы – это те же русские, только со знаком качества».
«Ощутив угрозу для своего существования, белорусская власть стала обращаться к народным корням, это естественно», – считает эксперт.
Председатель «Товарищества белорусского языка» Олег Трусов также подтверждает – в стране работает программа белорусизации. Однако, по его мнению, программа слишком мягкой белорусизации.
«Настоящая белорусизация – это когда президент половину речей произносит по-белорусски, а в 50 процентах школ и вузов ведётся обучение на белорусском языке», – объясняет Олег Трусов. Но, по его словам, успехи уже заметны.
И действительно, последствия белорусизации можно увидеть уже на городских улицах. «Граждане страны замечают, что на уличных указателях, вывесках в общественном транспорте, в метро и на вокзалах чаще всего используется лишь белорусский язык. Более того, в отдельных случаях (в метрополитене, на железной дороге, на многих туристических стендах и табличках с наименованием отдельных улиц) белорусский язык используется дважды – в традиционном написании и в латинской транскрипции, которая сложна для восприятия как белорусами, так и иностранными туристами», – пишет белорусская журналистка Эльвира Мирсалимова в статье «Националистическая травля родного для белорусских граждан русского языка».
Реклама и указатели в Беларуси
Потихоньку исчезает и реклама на русском языке – она висит до тех пор, пока действует договор, а после его окончания для продления рекламы нужно перевести её на мову или отказаться.
Но и это ещё не всё – русский язык исчез даже с карт Google, если заходишь в интернет с белорусских IP.
Всё это больше похоже не на программу «мягкой белорусизации», а на программу дерусификации – вытеснения русского языка с территории Беларуси, притом что на белорусском языке говорит всего 3% населения страны.
Между тем Александр Лукашенко уже заявил о том, что в школах необходимо постепенно увеличивать количество часов на изучение белорусского языка и литературы, а с 2015 года резко стали расти расходы на белорусское образование и национальную культуру.
Чиновники Министерства культуры Беларуси и Минского горисполкома уже провели совещание по поводу призыва Владимира Мединского защитить русский язык. Предварительно было принято решение добавить русский язык на вывески некоторых спортивных объектов и на железнодорожный вокзал в Минске в надежде, что Россия не будет требовать большего.
А в белорусском оппозиционном сегменте интернета во всю обсуждается «достоверный факт» – белорусы раньше писали на латыни, пока не пришли «русские оккупанты».
Соб. корр. ФСК