Причины смерти актрисы Элины Быстрицкой стали известны СМИ.
Легендарная актриса Элина Быстрицкая ушла из жизни на 92-м году. Печальную новость сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу Малого театра.
«Элина Авраамовна скончалась», — сообщили источники издания.
В последние годы звезда советского кинематографа и Народная артистка СССР тяжело болела.
Время и место прощания с Быстрицкой будет объявлено позднее.
Элина Быстрицкая появилась на свет 4 апреля 1928 года в Киеве. Период Великой Отечественной войны она провела в эвакуации в Астрахани.
Уже после войны Быстрицкая окончила акушерско-фельдшерскую школу, а затем год училась на филологическом факультете в Нежинском госинституте имени Гоголя. Вслед за этим она поступила на актерский факультет Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого.
В кино она дебютировала в 1950 году в картине «В мирные дни». Всенародную любовь ей принесла роль в фильме «Тихий дон», а в последний раз она появилась на экране в сериале «Возвращение Мухтара» в 2006 году.
Оглавление:
- Церемония прощания с Элиной Быстрицкой
- Внук Шолохова рассказал о своем знакомстве с Элиной Быстрицкой
- Быстрицкая угасла в полной изоляции: сменили сиделку, выключили телефоны
- От концерта в Кремле до изоляции в собственном доме
- Элина Быстрицкая
- Элина Быстрицкая: биография
- Детство
- Театр
- Фильмы
- Личная жизнь
- Смерть
- Фильмография
Церемония прощания с Элиной Быстрицкой
Внук Шолохова рассказал о своем знакомстве с Элиной Быстрицкой
Александр Шолохов, внук писателя Михаила Шолохова, прокомментировал кончину Элины Быстрицкой, чьей главной роли в жизни и карьере стала Аксинья в экранизации «Тихого Дона» 1958 года.
«С Элиной Авраамовной доводилось встречаться неоднократно. Я ее хорошо знал и всегда восхищался ей как женщиной, как человеком, потому что такой образец достоинства, по-моему, трудно найти, особенно в актерской среде», — приводит слова Шолохова KP.RU.
По словам внука классика, Быстрицкая «никогда не опустилась ниже той планки, которую изначально взяла и в кино, и в театральном искусстве», добавив, что актриса «никогда не позволила себе никаких фальшивых нот и всегда была образцом достоинства — человеческого и женского».
Помимо этого, Быстрицкая была одной из главных красавиц СССР, напомнил он.
Он также поделился ярким воспоминанием из молодости артистки, которая попросила Михаила Александровича «показать Аксинью», чтобы она знала, как она выглядит и как её играть. На что литератор ответил: «Глупенькая, я же все это придумал!».
По мнению Александра Шолохова, упомянутый разговор «в значительной степени он показывает и ее саму, и ее отношение к жизни» — то есть Быстрицкая с самого начала очень серьёзно подходила к работе. А к роли в «Тихом Доне» её готовила старая казачка.
Последняя встреча Александра Шолохова с Элиной Авраамовной состоялась несколько лет назад, тогда они обсуждали её возможное участие в деятельности музея-заповедника писателя в станице Вешенской. Тогда, к сожалению, у неё не получилось приехать из-за плотного графика.
Тема героини «Тихого Дона» постоянно всплывала в разговорах с актрисой, рассказал Шолохов, добавив что для многих она «осталась Аксиньей на всю жизнь». «Элина Авраамовна всегда с особой теплотой вспоминала эту роль и эту работу», — отметил он.
«Безусловно, ее уход для всех нас — потрясение», — признался Шолохов, подчеркнув, что Быстрицкая «символизирует эпоху, огромный пласт российского советского киноискусстсва, искусства и культуры».
«Огорчительно, но в последний год уходят такие столпы как Говорухин, Кобзон, Быстрицкая. Конечно, очень тяжело и символизирует такую смену поколений, поколение это уходит», — добавил внук писателя.
Прощание с Народной артисткой СССР пройдет в Малом театре. Похоронят Быстрицкую на Новодевичьем кладбище. Источник
Быстрицкая угасла в полной изоляции: сменили сиделку, выключили телефоны
Как красивейшая актриса страны превратилась в затворницу
Ушла из жизни Элина Быстрицкая… Первая красавица советского кинематографа. В том советском, несвободном, вконец зацензурированном кино их почему-то было немало — в отличие от нынешнего, существующего без границ и комплексов. Последняя народная артистка СССР в труппе Малого театра, где она прослужила (страшно сказать) 60 лет. Это же вся жизнь! А театр и был для нее жизнью, как бы ни складывались отношения актрисы и театра.
Красавица Элина Быстрицкая с детства узнала и увидела самую некрасивую сторону жизни — войну. Не испугалась, добровольцем отправилась — нет, не на фронт, туда 14-летних не брали, — санитаркой в госпиталь. Рваные раны, оторванные конечности, искалеченные судьбы — все это было в ее жизни. Наверное, это закалило ее, воспитало бойцовские качества, которые пригодились уже потом, в мирной жизни, в искусстве, где иногда идут такие войны и приносятся такие жертвы!..
Дочь военврача, она врачом не стала, хотя вошла в эту профессию в картине «Неоконченная повесть», где партнерствовала с Сергеем Бондарчуком. Участковый доктор, женщина удивительной красоты, в белом халате решительно входила в квартиру больного и не успокаивалась до тех пор, пока подопечного не поднимала на ноги. Там еще была и удивительная любовь, хотя с экрана героиня Быстрицкой несла прежде всего образ идеального советского врача, не испорченного товарно-денежными отношениями. Но, несмотря на заложенные в киноленту идеологические установки, актриса играла Женщину — красивую, статную, независимую, живую, умеющую любить и ненавидеть.
Но была и останется в памяти она прежде всего казачкой Аксиньей из «Тихого Дона». Ах, как же она там была хороша и убедительна — и в любви, и в трагическом сломе женской судьбы своей героини, и в силе характера! Настолько ей верили, что ее, по национальности еврейку, своей признавали казаки на всех уровнях. У нее даже был казачий мундир, который она надевала по большим праздникам, а у ее поклонников — твердая уверенность, что она непременно должна владеть казачьей шашкой. Такое впечатление оставляла эта статная красивая дама, внутри которой прятался азартный и страстный игрок: недаром она возглавляла много лет нашу Федерацию по художественной гимнастике, а потом — по бильярду.
Яков ФИРСОВ, первый вице-президент Федерации бильярдного спорта России:
«В то время, когда создавалась федерация, бильярд люди воспринимали очень негативно. В каком фильме ни посмотри, бандиты в бане играют в бильярд. И тогда была поставлена задача избавить наш вид спорта от этого негативного налета. Было решено привлечь к организации деятелей культуры, которые бы своей репутацией, влиянием и творчеством помогли бильярду очистить свой образ. А Элина Быстрицкая была знаковой личностью, тем более она сама любила бильярд и неплохо играла. Именно она, а также Иосиф Кобзон помогли всем увидеть, какой это прекрасный вид спорта. Они проводили соревнования, приглашали артистов, добились того, что родители стали приводить детей обучаться бильярду, когда увидели, что это увлечение не небритых мужиков в прокуренных подвалах, а приятных людей в красивой одежде, ведь у нас очень строгий дресс-код. Федерация очень благодарна Элине Авраамовне за этот неоценимый вклад. Мы даже недавно подготовили ей именной кий, думали вручить. Но она сказала, что когда поправится, сама приедет за ним… Увы, не успели. Но мы обязательно передадим его родственникам. Федерация бильярдного спорта России выражает искренние соболезнования родным и близким Элины Авраамовны».
Красота — это тоже талант, за который женщинам прощаются глупость, капризы, истеричность и прочие нелепые причуды. Она же красивая, что с нее возьмешь?.. Но Быстрицкая как раз была из тех, чью красоту во много раз усиливали ее внутренние качества: ум, подчас очень мужской, сильная воля, независимость и высокая принципиальность. Твердость, с которой она отстаивала свои позиции в Малом, временами даже походила на борьбу — за роль, за себя как личность, за свои принципы. За Быстрицкой ведь никто и никогда не стоял. Даже муж, занимавший высокий пост в МИДе.
Казалось, в гневе она становилась еще прекраснее. При малейшей несправедливости большие темные глаза ее как будто наполнялись внутренним светом и становились омутом, в котором и сгинуть было не страшно.
Казачка, красавица — так говорили про нее еще год назад, когда Элина Быстрицкая отмечала 90-летие. Много? Еще бы! Но вот что удивительно: при всей реальности этих цифр она была и навсегда останется для нас первой красавицей советского кинематографа. Царственной, величественной, неповторимой…
От концерта в Кремле до изоляции в собственном доме
В последний год вокруг красивейшей актрисы советского кино были отнюдь не красивые разговоры. Журналисты наперебой переписывали плачевные сюжеты о хищении имущества народной артистки Советского Союза. «МК» вспоминает еще свежую историю материального скандала вокруг имени великой актрисы.
Казалось бы, еще в прошлом году Элина Авраамовна широко отмечала свое 90-летие большим концертом в Кремлевском дворце. Причем не просто сидела в зале в качестве почетного гостя, а выступала на сцене, как и привыкла. О ней всегда ходила слава человека со стальными нервами и неиссякаемым источником жизненных сил — которому все же суждено было погаснуть.
Близкие Быстрицкой, Людмила, помощница по хозяйству и бывший концертный директор актрисы, были всерьез обеспокоены ухудшающимся здоровьем Элины Авраамовны. С одной стороны, существует абсолютно объективная причина — возраст, но с другой — мутный и унизительный имущественный скандал, в который оказалась втянута не только актриса, но и ее родная младшая сестра София Шегельман.
История началась еще осенью 2018 года. Тогда, по сообщениям СМИ, здоровье актрисы сильно пошатнулось, что, в свою очередь, спровоцировало скорый приезд ее сестры из Израиля. А вслед за этим последовало обвинение в хищении крупных денежных средств со счетов Быстрицкой, краже паспортов и посягательстве на имущество ее концертным директором Ксенией Рубцовой.
Ситуация омрачилась полной изоляцией Элины Авраамовны от людей, к которым она привыкла. Были заменены все сиделки, врачи и выключены мобильные телефоны.
В феврале 2019 года Людмила, бывшая помощница Быстрицкой, рассказала «МК», что не могла даже узнать о самочувствии актрисы. «После моих настойчивых звонков сиделка ответила, что без ведома Софии Авраамовны ничего говорить не может, — вспоминала Людмила, которая в подобной изоляции видела отнюдь не заботу. — София во всем обвиняет внезапно ставшую неугодной Ксению, а сама ни разу не упомянула о бесконечных денежных переводах от сестры».
Исход этой истории невероятно печален. Ведь Элина Быстрицкая больше всего на свете боялась остаться одна и умереть на больничной койке. Одному Богу известно, почему так иронична бывает судьба — особенно с теми, кто, казалось бы, всю жизнь был обласкан лучами славы.
***
Глава комиссии по культуре Московской городской думы, народный артист России Евгений ГЕРАСИМОВ:
— Мы очень близко дружили. Элина Авраамовна была крайне внимательным и чутким человеком. Несмотря на то что у нее был твердый характер, она многим помогала. А какая женщина в быту! Удивительная хозяйка была. Всегда гостеприимная, хотя особенно к себе людей не подпускала. Тщательно выбирала тех, с кем общаться. А тот, кто попадал в ее избранный круг, всегда был обласкан вниманием и нежностью. Конечно, она была величайшей актрисой театра и кино. У нее все складывалось так, как она сама того хотела.
По признанию актера, в последний год они общались лишь по телефону. «4 апреля я поздравлял ее с днем рождения, но, к сожалению, не смог подъехать лично. Если бы я тогда знал… Она еще сказала мне тогда: «Женька, я так рада, что ты помнишь о моем дне рождения, что у нас такие замечательные отношения и ты обо мне не забываешь», — добавил Герасимов.
Он также подтвердил сообщения о том, что память об Элине Быстрицкой будет увековечена на доме в Леонтьевском переулке, где жила актриса. «Да, как только Малый театр выйдет с соответствующим предложением, мы сделаем все возможное для его осуществления».
Юрий ПАЩИНСКИЙ, чемпион мира, Европы и России по русскому бильярду:
«Впервые я увидел Элину Авраамовну, когда она играла с моим тренером. Я тогда был довольно молод, знал, конечно, что она знаменитая актриса, я смотрел с бабушкой и дедушкой «Тихий Дон», но не могу сказать, что фанател от ее фильмов. Но хорошо помню, какая приятная аура исходила от этой женщины, каким открытым и ясным был ее взгляд. Когда мой тренер куда-то отходил, он ставил меня ей в спарринг-партнеры. Сейчас не могу, конечно, вспомнить, о чем мы тогда общались… Но удар у нее был очень качественный, мужской. Шары в лузу залетали с треском. И рукопожатие у нее было по-мужски крепкое…»
Элина Быстрицкая
г
Элина Быстрицкая: биография
Элина Быстрицкая — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР. Элина Быстрицкая получила всесоюзную популярность, сыграв Аксинью в картине «Тихий Дон», экранизации знаменитого романа Михаила Шолохова.
https://www.instagram.com/p/Bv2OW3WFG5J/?utm_source=ig_embed
Кроме того, актриса знакома зрителям и по другим серьезным и сложным ролям: Лена Алексеенко в фильме «В мирные дни», Елизавета Максимовна в картине «Неоконченная повесть», Леля в «Добровольцах», Ксения Румянцева во «Все остается людям». В последние годы актриса отошла и от полнометражного кино, и от телесериалов, но продолжала играть на сцене Малого театра.
Детство
4 апреля 1928 года в семье врача-инфекциониста и больничного повара родилась дочь. Девочку назвали Эллиной. Паспортистка по невнимательности потеряла букву «л» и записала в документах Элина Быстрицкая. Детство Элины прошло в Украине. Она росла веселым ребенком, обожала копировать героев популярных фильмов. Увлечения у нее были больше мальчишеские – она прекрасно играла в бильярд.
Отец Быстрицкой мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и стала медиком. В годы войны Элина устроилась санитаркой в эвакуационный госпиталь Сталино (сейчас – Донецк), хотя ей было всего 13 лет. Она часто слышала комплименты от раненых солдат и сотрудников госпиталя, видела взгляды, восхищенные ее красотой, но не обращала на это внимания.
В 1944 году девушка окончила школу и поступила в медицинский техникум, потому что на этом настоял отец. Учеба и будущая профессия ее не привлекали, зато при техникуме работал драмкружок, где девушка с огромным удовольствием играла любые роли. Чтобы лучше овладеть драматическим искусством, Элина записалась в балетный класс. Через три года она окончила техникум и решила поступить в театральный институт в Киеве. Отец был категорически против ее решения.
В итоге Быстрицкая поступила в Нежинский пединститут. Она организовала коллектив танца, который вскоре выиграл конкурс, а его руководитель получила путевку в дом отдыха. Там она встретилась с актрисой Натальей Гебдовской, которая убедила Элину развивать талант.
Быстрицкая больше не слушала родителей, забрала документы из педагогического и поступила в театральный институт. Отношения с сокурсниками у нее не сложились – девушка воспитывалась в строгости, не участвовала в вечеринках студентов. На нее писали кляузы, но талантливую студентку защищали преподаватели. В 1953 году Элина Быстрицкая получила диплом об окончании актерского факультета.
Театр
После института Быстрицкую распределили в Херсонский драматический театр, но работать в нем Элина отказалась, потому что режиссер допускал вольности в отношении актрисы. Один из преподавателей помог Быстрицкой устроиться в Театр Моссовета, но выступать на его сцене актрисе не довелось – нашлись «доброжелатели», завалившие руководство театра жалобами.
https://www.instagram.com/p/BwsMJYRFZAI/?utm_source=ig_embed
Театральная биография Элины Быстрицкой началась в Вильнюсе. На сцене городского драмтеатра она сыграла Варю в спектакле «Порт-Артур», Ольгу в постановке «Годы странствий» и Аленушку в «Аленьком цветочке». Быстрицкая мечтала играть на столичной сцене, но долгие годы этой мечте не суждено было осуществиться. За перспективную актрису ходатайствовала Фаина Раневская – тщетно.
Только после выхода на экраны фильма «Добровольцы» Быстрицкой удалось переехать в Москву и устроиться в Малый театр. Ему она посвятила всю жизнь. Зрители с удовольствием наблюдали за ее игрой в спектаклях «Горе от ума», «Маскарад», «Главная роль», «Дачники» и других.
Фильмы
Быстрицкая начала сниматься с юных лет. Ее первым опытом стал фильм «Тарас Шевченко», съемки которого проходили на Киевской киностудии. Актрисе предложили эпизодическую роль, но в итоге кадры с ее участием вырезали. Тогда Элина решила, что с кино покончено навсегда.
Однако в 1950 году режиссер Владимир Браун пригласил ее в фильм «В мирные дни». В этой картине начинающая актриса играла с Вячеславом Тихоновым, Верой Васильевой, Георгием Юматовым и не потерялась на их фоне. Зрители запомнили Быстрицкую.
Следующий фильм «Неоконченная повесть» принес Элине Быстрицкой признание и звание лучшей актрисы года. Ее включили в состав делегации на Неделю советского кино, проходившую в Париже.
В 1958 году на экраны вышел многосерийный фильм «Тихий Дон», в котором Быстрицкая сыграла Аксинью. Этот образ стал ее лучшей киноролью. Прошло больше полувека, Аксинью пытались сыграть многие актрисы, но ни одна из них, по мнению зрителей, не смогла приблизиться по уровню и глубине к Элине Авраамовне.
Знаковым стал и фильм «Добровольцы», в нем Быстрицкая сыграла Лелю. Далее были съемки в картинах «Все остается людям», «Семь дней после убийства», «Бравые парни», «Последние гастроли».
Последние роли актрисы в кино — Элеонора в художественном фильме «Бабий Яр» (2002), княгиня Ольгa в исторической кинотрилогии «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005) и Алина Станиславовна в детективе «Возвращение Мухтара» (2006).
Личная жизнь
У Элины Быстрицкой всегда было много поклонников, среди них — и высокопоставленные чиновники, которым актриса отказывала. За это ее перестали отпускать на гастроли за границу и предлагать роли в кино, но она всегда оставалась верна себе и своим принципам.
Многие ее романы были мимолетными и быстро заканчивались. В педагогическом институте в Быстрицкую влюбился аспирант. Во время свидания вдруг зазвучал гимн СССР, и ухажер вытянулся по стойке смирно – был идейным. Это была их последняя встреча.
Ее первой большой любовью стал Кирилл Лавров, который в то время только начинал карьеру в театре в Киеве. Как-то раз Элина пришла провожать его на вокзал и увидела, что Лаврова провожает другая девушка. Чувство моментально прошло, потому что прощать слабости мужчинам она не умела.
Замужем Элина Авраамовна была лишь один раз. Ее супруг Николай Кузьминский работал в министерстве внешней торговли, часто ездил за рубеж. Они прожили в высотке на Кудринской площади больше 25 лет и были счастливы. Супруг был старше Быстрицкой. Она могла подолгу слушать его рассказы, спорить и смеяться. Вместе они ходили в театры и на выставки, часто отдыхали. Детей у пары не было. Расстались они, потому что муж часто изменял актрисе.
В интервью актриса признавалась, что ни о чем не жалеет. Актриса радовалась тому, что у нее был замечательные муж и дети мужа. А то, что все прекратилось, артистка объясняла философски: ничего не длится вечно.
В последнее врем Элина Быстрицкая жила в своем доме в Подмосковье, с удовольствием принимала гостей, играла в бильярд.
В 2015 году актрисе исполнилось 85 лет, в честь чего об Элине Быстрицкой написал ряд СМИ.
Смерть
Последние новости из жизни актрисы не радовали поклонников. 2 августа 2017 года Элина Быстрицкая дважды обращалась за медицинской помощью. В конечном итоге актрису госпитализировали в Боткинскую больницу.
Журналисты выяснили, что в первый раз за день актриса вызвала врачей, жалуясь на тянущую боль в груди. Приехавшие на вызов медики выяснили, что боли стали следствием атеросклеротической болезни сердца. Врачи только проконсультировали Элину Авраамовну, порекомендовали принять ранее прописанные препараты и уехали.
Но уже через час актриса снова вызвала медицинскую бригаду. Из-за неосторожного обращения с медицинским препаратом артистка получила химический ожог глаза. С этим диагнозом врачи и госпитализировали актрису.
26 апреля 2019 года Элина Быстрицкая умерла на 92-ом году жизни. По словам директора Малого театра Тамары Михайловой, в последнее время Элина Авраамовна серьезно болела.
Фильмография
- 1950 — «В мирные дни»
- 1954 — «Богатырь» идет в Марто»
- 1955 — «Неоконченная повесть»
- 1958 — «Тихий Дон»
- 1958 — «Добровольцы»
- 1964 — «Негасимое пламя»
- 1967 — «Николай Бауман»
- 1990 — «Московский полицейский Каминский»
- 1991 — «Семь дней после убийства»
- 1992 — «Прощальные гастроли»
- 1993 – «Бравые парни»
- 2002 — «Бабий Яр»
- 2004 — «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
- 2005 — «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой »
- 2006 — «Возвращение Мухтара»