История. Запретная археология.

Община, воплотившая в жизнь идеи группового брака и свободной любви

Каких только сюрпризов не скрывает от нас история. Иногда попадаются такие реальные сведения, что никакая художественная литература в подметки не годится. Вот слушайте.

Случилось это в первой половине 19 века, когда человечество медленно, но уверенно начало свой путь к сексуальной революции. Некоторые люди, устав от аскетической христианской морали и тяжелых оков брака, искали более свободных форм отношений.

Среди них был и Джон Хамфри Нойес. Нойес по-своему трактовал Библию, говоря о том, что Иисус Христос воскрес и вернулся на землю еще в 70-м году нашей эры, поэтому рай необходимо строить здесь и сейчас, а не ждать собственного вознесения на небо. Рай он видел тоже по-своему.

Попыток оправдать и узаконить полигамные отношения в истории было немало, но этот случай можно назвать беспрецедентным, так как коммуне «Онайда» (Oneida Community) удалось сочетать не сочетаемое: коммунистические идеи, основанные на религиозных догматах и воплощенные в групповой форме брака! Эта община появилась в США в 1848 г., просуществовала 30 лет и разрослась до 300 жителей. Общими для них были жены, мужья, дети, имущество и одежда, а основатель коммуны Джон Хамфри Нойес считал ее раем на земле. Основными принципами коммуны были: сложный брак, восходящее братство, мужское воздержание, взаимная критика и позднее появилась – «стирпикультура».

Давайте узнаем о ней подробнее …

В 20 лет Джон Хамфри Нойес поступил в духовную семинарию, а затем – на отделение теологии в Йельском университете, откуда вскоре был отчислен за еретические проповеди: в 23 года юноша заявил, что достиг «полной святости», более не подвержен греху, и закон ему не указ. Его лишили права проповедовать, но уже тогда он умел производить впечатление на неокрепшие умы своими разглагольствованиями о «свободном общении вселенской Божьей семьи».


Основатель общины «Онеида» Джон Хамфри Нойес, 1850 и 1867 гг.

Первой, кого Нойесу удалось убедить в необходимости полигамных отношений, была его жена. Позже к ним присоединились и другие приверженцы идеи группового брака. В 1843 г. в общине уже насчитывалось 35 человек, каждый из которых подписывал документ об отказе от претензий на супруга или супругу, а также на личные вещи. Своей главной задачей Нойес называл воплощение идеи «библейского коммунизма».


Члены общины возле особняка

В 1848 г. коммуна осела в Онайде – бывшем поселении одноименного индейского племени. Все члены общины жили в одном особняке и подчинялись общим правилам. Привязанность к людям и вещам считалась греховной, моногамия и ревность рассматривались как формы духовной тирании, длительные связи между мужчинами и женщинами не приветствовались, дети считались общими. Нойес полагал, что традиционная парная семья противоречит божественной идее бескорыстной любви, что секс – это священное выражение любви, которое приближает людей к Богу и позволяет построить рай на земле.


Женщины коммуны «Онеида»

У членов коммуны было 4 основных принципа: сложный брак, восходящее братство, мужское воздержание и взаимная критика.

Сложный брак представлял собой не что иное, как свободные от личных обязательств, полигамные отношения. То есть каждая женщина коммуны считалась состоящей в браке с каждым мужчиной и наоборот. Члены коммуны без сожалений и без укоров совести должны были вступать в сексуальные отношения со всеми представителями общины. Если же пара привязывалась к друг другу и не желала делить своего партнера с кем-либо еще, ее изолировали от коммуны, пока она не одумается или пока желание единоличного владения не угаснет. Длительные связи не приветствовались и пресекались в корне. Кроме того, каждая новая связь должна была быть одобрена специальным комитетом, а тех, кто отлынивал или плохо исполнял общественную работу, лишали сексуальной жизни вообще.


Особняк коммуны «Онеида»

Принцип восходящего братства был направлен на то, чтобы предотвратить желание молодежи группироваться и обосабливаться. Поэтому в общине всячески поощрялись связи молодых людей со зрелыми женщинами – считалось, что таким образом молодому поколению передается жизненный опыт и прививается набожность. Если в коммуне находились люди, недовольные существующим положением вещей, к ним применялся принцип «взаимной критики»: их подвергали общественному порицанию и публичному унижению. Так Нойес расправлялся со всеми инакомыслящими.


Мужчины коммуны «Онеида»

«Мужское воздержание» означало задержку семяизвержения при половом акте в тех случаях, когда не преследовалась цель продолжения рода. Этому «искусству» молодых людей обучали с юности, хотя метод оказался нерезультативным: за 30 лет коммуна разрослась до 300 жителей. Женщины имели право отказаться иметь детей, кроме того, им разрешалось учиться, заниматься спортом, работать наравне с мужчинами, делать короткие стрижки и не носить корсеты.

Взаимная критика. В коммуне, как и в любом другом обществе, всегда находились люди не просто чем-то недовольные, а еще и открыто высказывающиеся. К таким правдолюбцам применялся принцип взаимной критики: публичное и повсеместное унижение инакомыслящего.


Особняк коммуны «Онеида», 1907

«Стирпикультура» (stirpiculture) – этот принцип был введен в «Онеиде» в 1869 году и представлял собой не что иное, как евгенику. В коммуне была создана селективная программа разведения, направленная на рождение более совершенных детей. Члены коммуны, которые хотели завести потомство, должны были обратиться в специальный комитет, который рассматривал их духовные и моральные качества. В программе приняло участие 53 женщины и 38 мужчин, вследствие чего родилось 58 детей (9 из них дети самого Нойеса). Этот эксперимент потребовал достройки еще одного крыла в здании коммуны – Mansion House.

Община существовала на деньги, вырученные от собственного производства: в коммуне занимались изготовлением столового серебра, шелковых ниток, сумок, капканов и ловушек для животных. Взрослые работали по 4-6 часов в день. Товары экспортировали в Канаду, Австралию и даже в Россию.

Солидный денежный оборот позволял молодым людям коммуны получать образование в лучших университетах того времени, поэтому коммуна не нуждалась в медиках, юристах, преподавателях, архитекторах, механиках и т.д. Каждый член общины имел возможность также самосовершенствоваться, не покидая пределов коммуны: здесь была богатая библиотека, насчитывавшая более шести тысяч томов, два оркестра, несколько струнных квартетов и хор. Коммуна каждую неделю устраивала праздники и пикники с постановками пьес и оперетт, играми в крокет, в шахматы и разнообразным угощением.


Столовое серебро *Oneida Ltd* и его реклама начала ХХ в. |


Столовое серебро «Oneida Ltd»

Конечно, «рай на земле» Джона Нойеса не выдержал испытания временем: в общине появлялось все больше недовольных, молодое поколение изъявляло желание жить в парных семьях. К тому же проповедника обвинили в сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Когда в 1879 г. Нойес узнал о том, что уже готов ордер на его арест, он бежал из США. В том же году коммуна была реорганизована в акционерное общество.


Особняк коммуны «Онеида» сегодня – исторический памятник

В начале 20-го века «Онеида» сузила сферу своей деятельности, ограничившись выпуском исключительно столового серебра и вплоть до 2008 года считалась крупнейшим производителем столовых приборов под маркой “Oneida Limited”. В 2009 году было объявлено о продаже всех производственных мощностей и магазинов компании из-за затруднительного финансового состояния. Однако по данным на октябрь 2010 года магазин «Онеиды» функционирует Шеррилле, штат Нью-Йорк.

Последним оригинальным членом коммуны «Онеида» была Элла Флоренция Андервуд (1850), которая умерла 25 июня 1950 года в Кенвуде.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.