И что важнее — поступление в вузы или развитие способностей и талантов ребенка
По данным экспертов, в России около 8 тысяч детей находятся на семейном обучении (учитываются самые разные формы). Общее число детей, которые не охвачены формальным (ежедневным дневным) школьным образованием, — около 100 тысяч. Школы не любят тех, кто уходит на семейное обучение — каждый ученик ведет за собой финансирование из бюджета, а если школьник уходит, то и денег нет. Но возиться с такими детьми все равно приходится, они сдают в школе экзамены и контрольные работы.
И все-таки главная причина нелюбви даже не в этом. Семейники невольно подрывают авторитет традиционной формы обучения. Одно дело, когда на домашнем обучении — ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и совсем другое, когда из школы уходят те, кому просто не нравится, как она учит.
Ученые социологического факультета МГУ провели исследование по семейному образованию в России, а сотрудник кафедры социологии семьи и демографии Софья Ляликова рассказала «РГ» об итогах.
Три мифа о домашнем обучении
1. Дети учатся дома с утра до ночи.
На самом деле треть семей тратит на учебу ребенка не больше 2 часов в день, 46 процентов — от 2 до 4 часов. Занимаются больше 6 часов в день только 1 процент детей.
2. Родители детей на домашнем обучении имеют педобразование.
Нет. 60 процентов родителей никакого отношения к педагогике не имеют.
3. Ребенку, который не ходит в школу, трудно общаться со сверстниками.
90 процентов родителей сказали, что это не так.
Пять важных фактов о семейном образовании
1. Главная причина, по которой родители выбирают семейное обучение — низкое качество школьного образования.
Почему родители отдают предпочтение учебе дома? Вот какие ответы дали опрошенные: чтобы сохранить здоровье ребенка, дать традиционное (иногда религиозное) воспитание, совместить школьное обучение и профессиональное дополнительное образование, создать благоприятную психологическую обстановку, а иногда родители просто сами хотят попробовать себя в роли педагогов.
2. Хорошее семейное образование — не такое уж дешевое дело.
47 процентов опрошенных рассказали, что тратят каждый месяц до 5 тысяч рублей, 24 процента — до 10 тысяч рублей, примерно столько же тех, кому семейное обучение обходится от 10 до 20 тысяч рублей. 10 процентов тратят ежемесячно больше 20-30 тысяч рублей. Деньги уходят на репетиторов. Чаще всего нужны репетиторы по математике, физике, химии, русскому языку. Цены в регионах разные. В Москве, например, хороший репетитор стоит от тысячи рублей за 45 минут. Есть педагоги, которые специализируются на подготовке к ЕГЭ и ГИА, их услуги стоят дороже. Например, за час (60 минут) они могут попросить и полторы тысячи, и две. Правда, и результат, можно сказать, гарантируют. Есть случаи, когда к такому репетитору по математике приходят девятиклассники, которые завалили обязательный ГИА. Через две недели ежедневных занятий они пересдают экзамен на четыре.
3. Родители предпочитают семейное обучение потому, что хотят научить детей учиться.
Для чего ваш ребенок учится? На этот вопрос обычные родители и семейники дают разные ответы. 36 процентов обычных родителей говорят: «чтобы поступить в вуз». Среди тех, кто выбрал семейное образование, таких всего 14 процентов. 36 процентов обычных родителей назвали целью обучения развитие индивидуальных способностей, среди семейников таких 50 процентов. Еще 58 процентов обычных родителей поставили на первое место «развитие познавательных качеств», а среди семейников таких 75 процентов. Ребенок получает образование, чтобы иметь представление об общественных нормах и ценностях. С этим согласны 33 процента обычных родителей и только 15 процентов семейников.
4. Главное преимущество домашнего обучения — большое количество свободного времени и возможность оградить ребенка от дурного влияния.
Еще среди плюсов: индивидуальная программа, а не стандартный подход, реальные знания, а не натаскивание на ЕГЭ и ГИА, неформальный подход к подаче материала.
5. Самый большой недостаток домашнего образования, по мнению самих семейников — критика со стороны знакомых и родственников.
Это беспокоит почти 40 процентов родителей. 35 процентов признались, что у них мало знаний для преподавания. А вот отсутствие у детей опыта общения со сверстниками беспокоит только 10 процентов мам и пап. Не волнуются родители и по поводу возможных трудностей процесса перевода в обычную школу. Лишь 8 процентов считают, что процесс может быть болезненным для ребенка. Но серьезный минус у семейников все же есть — дети не участвуют в олимпиадах и не могут пользоваться льготами при поступлении в вузы.