Как известно, еще года назад экономики Литвы, Латвии и Эстонии стали серьезно страдать из-за прекращения Россией экспорта через порты Прибалтики зерновых культур. Россия построила новые терминалы по перегрузки зерна в Усть-Луге и загруженность прибалтийских портов снизилась на 50%, что привело к кризису во всей отрасли и снижению бюджетных доходов на 20%.
Что же произошло сейчас? В этом году, на Петербургский международный экономический форум прибыл министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас, который был намерен решить вопрос по использованию их портов Россией, и предложить выгодное сотрудничество. Но новое решение российских властей его не обрадовало.
Вместо того, чтобы получить выгодные контракты, специальный представитель президента РФ Сергей Иванов объявил, что крупнейший российский терминал Усть-Луга достроен в этом году. В связи с этим Россия прекращает не только перегрузку зерна через терминалы Прибалтики, но и не будет больше экспортировать сухие удобрения, которые загружают порты Литвы, Латвии и Эстонии примерно на 20%.
Таави Аасу заявили, что в Россия строить собственную грузотранспортную инфраструктуру в Северо-Западном федеральном округе и постепенно переводит туда транзит из Прибалтики, поэтому уже ничего не изменить, а те небольшие экспортные перегрузки, идущие через другие страны скоро и вовсе исчезнут.
Такое решение нанесет очередной экономический удар по Прибалтике и, по подсчетам экономистов, приведут к бюджетным потерям в 5%, что очень значимо для таких маленьких стран.