«Это только конец, ты не думай, что это начало»: свою смерть Андрей Харитонов нарисовал еще сорок лет назад
Актер Андрей Харитонов вошел в историю кино под «Лакримозу» моцартовского «Реквиема». Наверное, благодаря советскому сериалу «Овод», где Андрей сыграл главную роль, многим из нас впервые стало понятно значение слова «катарсис». То, что испытали советские зрители — называлось именно так. Невозможно забыть сильнейшую сцену с Кардиналом Монтанелли. Невозможно забыть сцену расстрела Овода и его слова Бондарчуку: «Я верил в вас, как в Бога, а вы мне лгали всю жизнь».
С этим фильмом к нему, студенту-второкурснику Киевского национального университета театра, кино и телевидения пришла Госпремия имени Тараса Шевченко, премия «золотая нимфа» и всесоюзная слава. «Когда я выходил на улицу, кошки начинали рожать, а автобусное движение останавливалось», — шутил он. Шутил горько, потому что прекрасно отдавал себе отчет, что на роль его взяли за красоту. Николай Мащенко, известный кинорежиссер, своей задачей ставил открывать новые лица. До Харитонова его открытием был, например, Владимир Конкин в роли Павла Корчагина.
«Вы читали «Овода»?» — спросил Мащенко Харитонова. Тот соврал, что читал, хотя это было неправдой: «Моя мама была филологом, поэтому такую среднюю литературу дома просто не держала», — признавался актер впоследствии.
И никогда не признавался, что стал заложником своей красоты.
«Он был настолько хорош собой, что это не допускало мысли о его даровании», — писал кто-то из кинокритиков.
Но Харитонов действительно был талантлив. С детства много читал, в том числе — Фрейда в оригинале. Рисовал… писал стихи.
Это только конец и не думай, что это начало
О началах извне трудно даже мечтать.
Все начала в тебе отыскать их попробуй сначала,
И, по-моему, с этого стоит начать, — сочинил, будучи пятнадцатилетним мальчишкой. Эти строки стали его кредо. Он пробовал себя в разных «началах», но нигде не задерживался долго: режиссура, книжная графика, роль телеведущего…
Как писал наш обозреватель, блестящей актерской карьеры не сложилось. После первого успеха прекрасные роли, казалось, шли к нему в руки. Однако ни одна из них почему-то не оказалась столь же успешной, как первая. Не стала суперхитом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», не запомнился «Человек-невидимка»… может быть разве что «Тайна черных дроздов», советская экранизация Агаты Кристи, которую до сих пор регулярно крутят по ТВ.
Он играл в Малом театре, но ушел, потому что не любил театр. В девяностые решил заняться режиссурой. Конечно, к прихоти красивого тридцатилетнего мальчика тогда отнеслись скептически.
— Скажите, Андрюша, а у вас есть режиссерское образование? — спросила Вертинская, когда он предложил ей роль в фильме.
Тот смутился. Однако дебют получился невероятно удачным. «Жажду страсти» — мистический триллер по произведению Брюсова сравнивали с «Сиянием» Кубрика, называли «почти идеальным фильмом ужасов», хвалили за спецэффекты (чего стоит одна только рука, вылезшая из зеркала и схватившая главного героя за шею).
Но продолжать режиссерскую деятельность Харитонов не стал. «После этого фильма я понял, что все, что могу дать искусству — я, в принципе, уже дал».
С середины девяностых и до сегодняшних дней все передачи о нем начинались словами: «как так случилось, что звезда советских экранов оказался забыт». Конечно, забвения в прямом смысле не было.
Харитонов играл в антрепризах, не брезговал ходить по ток-шоу, рассказывать о своем алкоголизме; участвовал в арт-проектах, например, работал с арт-группой «АЕС+Ф». Несмотря на непростую жизнь, он являлся перед публикой все тем же красавцем, изящным интеллектуалом, одетым с иголочки денди, почти Оскаром Уальдом. Не жаловаться на судьбу. Цитировал Пелевина и Грэга Брейдена.
Говорил, что смирился с ролью «антикварно-художественного фона» и научился рассматривать вселенную с точки зрения квантовой физики, «когда непонятно, что важнее: солнце или букашка, в которой отражается солнце»…
Но иногда… в минуты отчаяния, прорывались у него слова, что если бы он получил то, что должен был получить до тридцати лет — то, конечно, жизнь сложилась бы иначе, и он бы не пил, не бедствовал и не мозолил людям глаза.
В последнее время он занимался компьютерной графикой.
Он рисовал с детства и в свое время даже хотел поступать на Архитектурный факультет. Ранние его работы можно увидеть на сайте. Они производят странное впечатление. С одной стороны, конечно, выдают пристрастие героя к мистике. С другой — рассказывают о трагедии актера.
Чаще всего героем его полотен становится молодой, красивый герой, так похожий на самого Харитонова и неизменно — страдающий: повешенный, как елочный шарик; противостоящий смерти… «Композицию номер девять», написанную еще сорок лет назад, сегодня можно считать пророческой. Сидящий человек с трагической и комической маской запечатлен с огромной дырой в животе, из которой — прорастает цветок.
Андрей всегда говорил, что не доживет до шестидесяти. Слухи о том, что Харитонов тяжело болен, появились еще год назад. В мае Харитонов был экстренно госпитализирован в одну из московских больниц с острой болью в животе. Зимой нынешнего года страшные подозрения подтвердились. Друзья и коллеги Харитонова написали в соцсетях информацию о том, что всесоюзного «Овода» сжирает рак, что он перенес шесть операций и ему нужны деньги на лечение, ведь у Харитонова нет ни званий, ни персональных пенсий.
В понедельник, 24 июня 2019 года, не дожив месяц до роковой даты, отмечающей шестьдесят лет, он ушел в вечность.
Все-таки чудо произошло. На помощь Харитонову пришли люди со всей страны, так, что сам актер, тронутый до глубины души, назвал происходящее «волной человеческой доброты». Последнее письмо, друг Харитонова, Александр Ширяев привел в день смерти артиста:
«Вот только второй месяц я как избавился от адских болей. Мозги отошли от обезболивающих… Но я весел и оптимистичен, несмотря на 6 (в действительности) операций, дикого воспаления позвоночника и вырезанной онкологии второй стадии (а онкология, она всегда с тобой)! Начал, как истинный дед ходить без экзоскелета))) Инвалид первой группы. То есть вроде рухлядь… но я неплохо выгляжу))) И ещё раз Вам огромное спасибо за то, на что я сам бы не решился. А это очень важно».
Сорок лет назад в фильме, где звучит моцартовский «Реквием», его красивый герой простился с жизнью со словами: «Я верил в вас как в бога, а вы мне лгали всю жизнь».
Спустя много лет Андрей Харитонов ушел из жизни с другими словами. Как написали многие его друзья, испытывая благодарность к людям.
Биография Андрея Харитонова
Советский и российский актер Андрей Игоревич Харитонов родился 25 июля 1959 года в Киеве (Украинская ССР) в семье инженера. Учился в физико-математической школе, увлекался рисованием.
В 1980 году окончил киевский ГИТИС им. И. К. Карпенко-Карого (ныне — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого). В этом же году дебютировал в кино в роли Артура Бертона в трехсерийном телефильме Николая Мащенко «Овод» по мотивам романа Этель Лилиан Войнич.
В 1980-1983 годах был актером Киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко.
В 1984-1990 годах являлся ведущим артистом Малого театра в Москве. Среди самых известных театральных работ Харитонова — Инсаров в «Накануне» И. С. Тургенева, Ипполит в «Федре» Жана Расина, Жадов в «Доходном месте» А. Н. Островского, Джерри Райян в пьесе «Двое на качелях» Уильяма Гибсона.
В кино Харитонов сыграл более 30 ролей, среди которых главные роли в фильмах «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Человек-невидимка», «Тайна «Чёрных дроздов», «Вольный ветер».
В 1991 году снял как режиссер-постановщик по собственному сценарию художественный фильм «Жажда страсти», который был удостоен ряда наград, включая специальный приз фестиваля «Кинотавр» в конкурсе «Кино для избранных».
Позднее выступал в качестве режиссера-постановщика для ТВ-программ «Фабрика грез», «Фильмы нашей памяти».
В 2007 году вел авторскую программу «Вспышка» на канале «Культура».
Лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко, обладатель приза «Золотая Нимфа Монте-Карло». В 2013 году был удостоен премии международного кинофорума «Золотой Витязь» за мужскую роль второго плана в картине «Подпоручикъ Ромашовъ».
Игорь Харитонов был женат на Ольге Смирягиной.
23 июня 2019 года в умер на 60-м году жизни.
Биография
Его называли самым красивым мужчиной Советского Союза и секс-символом 1980-х. После сыгранной главной роли в кинодраме «Овод» он проснулся знаменитым на всю страну. Андрей Игоревич Харитонов родился в Киеве в 1959 году. В его семье артистов не было. Мама работала учительницей, а папа инженером.
К своей работе родители относились серьезно и такого же отношения требовали от сына к учебе и жизни. Они хотели видеть Андрея архитектором, ведь он учился на «отлично» в физико-математической школе и хорошо рисовал.
Однако желания родителей и сына не совпали. Ведь еще в 4 года мальчик, посмотрев «Фанфан-Тюльпан», был настолько очарован происходящим на экране, что ни о чем другом и думать не мог. Поэтому после окончания школы отнес аттестат зрелости в театральный вуз. Андрей с первой попытки поступил в институт имени И. К. Карпенко-Карого, выбрав актерское отделение.
Фильмы
Кинематографическая биография Андрея Харитонова началась в студенческие годы. В 19 парень появился в эпизоде фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова». А в следующем 1979 году ему досталась роль покрупнее в картине Никиты Михалкова«Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
Под финал обучения в театральном молодого артиста вдруг одолели сомнения в правильности выбранного пути. И когда желание бросить вуз и перевестись на архитектурное отделение художественного института вызрело окончательно, судьба преподнесла юноше щедрый подарок в виде звездной роли, ставшей его визитной карточкой на десятилетия. Режиссер Николай Мащенко предложил Харитонову сыграть Ривареса в экранизации романа Этель Лилиан Войнич «Овод».
Первый день съемок совпал с 20-м днем рождения актера. Мама пришла поздравить сына на съемочную площадку и увидела его закованным в цепи в пещере. При этом группа как раз ушла на обед, забыв о прикованном Харитонове. Возмущенную женщину «успокоил» начальник гримерного цеха, заявив, что настоящий артист обязан пройти все круги ада, чтобы стать профессионалом.
Роль была интересной, но сложной. К счастью, партнерами по съемочной площадке оказались звезды советского экрана – Сергей Бондарчук и Анастасия Вертинская. Их советы здорово помогли начинающему актеру.
После выхода драмы на экраны Андрей Харитонов проснулся знаменитым. «Овод» принес ему премию «Золотая Нимфа» международного кинофестиваля в Монте-Карло в 1981 году, а также Государственную премию имени Т. Г. Шевченко в Украине. А еще – звание секс-символа и мешки писем от поклонниц со всего СССР.
После этой картины предложения щедро посыпались на молодого артиста. В следующем году актеру досталась роль художника-иконописца в картине «Ярослав Мудрый». Очередная волна зрительской любви «накрыла» киевского артиста после выхода фильмов «На Гранатовых островах» и «Ассоль». Романтический Грей в исполнении Андрея Харитонова был удивительно красив.
В том же 1982-м вышла еще одна успешная лента – рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Отважный золотоискатель Хоакин, мужественный и благородный, – еще один блистательный образ в галерее романтических героев артиста.
Роль Ланса Фонтескью в фильме «Тайна «Черных дроздов» вынесла Харитонова на новую высоту. Кажется, после выхода ленты в Советском Союзе не осталось ни одной женщины, не влюбившейся в Андрея Харитонова. В экранизации романа Агаты Кристи«Карман, полный ржи» партнерами актера стали Haталья Даниловa, Елена Санаева, Любовь Полищук, Юрий Бeляев.
В этом же году Харитонов получил возможность перевоплотиться в главного героя приключенческой мелодрамы Яна Фрида «Вольный ветер». Персонаж Янко – моряк, неустрашимый повстанец, влюбляет в себя первую красавицу городка Стеллу (Лариса Белогурова). Музыку к кинофильму написал Исаак Дунаевский.
Сам артист утверждал, что своей звездности не ощутил. В то время гонорары даже популярных актеров были чрезвычайно скромными. За гонорар от «Овода» он смог бы приобрести только половину автомобиля «Жигули», а за работу в «Тайне «Черных дроздов» – целое авто. Максимум, что давала ему слава – возможность «по блату» купить ящик шампанского.
В 1984 году с участием Андрея Харитонова вышел научно-фантастический фильм «Человек-невидимка». В киноленте артисту достался ключевой образ ученого Джонатана Гриффина, изобретение которого приносит ему славу, а затем оборачивается трагедией.
Андрей Харитонов не становится заложником одного амплуа, а воплощает на экране героев разных характеров и судеб. В криминальном фильме «Конец операции «Резидент» играет итальянца, в социальной драме «Мама, родная, любимая…» перевоплощается в сына многодетной матери, а в экранизации «Жизнь Клима Самгина» снимается в роли циничного аристократа.
Вскоре следуют главные образы в драме «Вот такая история…», где партнершей Харитонова по кадру становится Ирина Алферова, и в детском приключенческом фильме «Тайна золотого брегета», в котором Андрею Харитонову достается образ красного комиссара. Интересными работами в фильмографии артиста стали российско-японский проект «Шаг», детектив «Загадка Эндхауза», мистическая драма «Мне скучно, бес».
«Лихие 90-е» больно ударили по актеру. Достойных ролей не было. Как он позже признался, лет пять «капитально пил». Остановиться ему помог московский врач, к счастью оказавшийся профессионалом, а не шарлатаном. Но с участием актера все-таки вышли значимые проекты того времени: драмы «Романовы. Венценосная семья» и «Раскол», посвященные истории России на рубеже XIX-XX веков.
В 2004 году Андрей Харитонов также появился в мелодраматической киноленте «Грехи отцов», в которой перевоплотился в императора Николая II. В фильме речь пошла о молодом дворянине, придерживающемся революционных взглядов, который прибывает из ссылки в родную Москву. Но дома обнаруживается, что возлюбленная уже собирается замуж за другого. Любовный треугольник между собой разыграли Дмитрий Исаев, Игорь Петренко и Екатерина Климова.
Харитонов задумался о реализации давней мечты – самому снять фильм. С появлением видеомагнитофонов появилась и возможность посмотреть голливудские фильмы. Актер, насмотревшись их в достаточном количестве, решил попробовать свои силы в качестве режиссера. И это удалось ему в полной мере.
Картина «Жажда страсти», где в главных ролях были задействованы Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский и Виктор Раков, получила теплый зрительский прием и хорошую критику. За блестящий режиссерский дебют Андрей Игоревич был награжден призами на фестивалях «Созвездие» и «Литература и кино». А еще удостоился премии «Кинотавра».
После тяжелых 1990-х Андрей Харитонов сконцентрировал свои силы на режиссуре. В качестве режиссера-постановщика он ставил проекты «Фильмы нашей памяти» и «Фабрика грез». А еще создал авторскую программу «Вспышка» и был ведущим передачи «Внедрение» на канале «Звезда».
В новом веке звезда 1980-х порадовал верных поклонников появлением в телевизионных проектах «Марш Турецкого» и «На углу, у Патриарших». В 2003 году актер снялся в детективе «Инструктор», где, помимо него, главные роли исполнили Дмитрий Брусникин, Андрей Смирнов, Виктор Раков, Екатерина Волкова.
А в 2006-м артист появился в главной роли фантастического сериала режиссера Олега Фомина «Молодой Волкодав». Главный герой попадает в рабство, из которого был только один путь на свободу – сразиться в поединке с надсмотрщиком Волком. Соперников на ринге и в жизни сыграли Александр Бухаров и Михаил Евланов.
Среди последних появлений Харитонова на экране значатся второстепенные, но яркие образы в детективе «Треск» и криминальной ленте «Под прицелом». Актер также снялся в роли «Гафта» в комедии «Самый лучший фильм 2» и в рейтинговом психологическом сериале «Голоса», который спродюсировали Константин Эрнст и Денис Евстигнеев.
Еще одна из работ в кино, которая заставила вспомнить об этом актере, – роль в картине «Подпоручикъ Ромашовъ». За нее Андрей Харитонов удостоился звания Лауреата XXII Международного кинофорума «Золотой Витязь».
Театр
В интервью Андрей Харитонов называл себя не тем актером, который родился, чтобы умереть на сцене. В Малом театре он работал всего шесть лет. С его участием в середине 80-х выходили постановки «Накануне» по Ивану Тургеневу, «Федра» по Жану Расину, «Доходное место» по Александру Островскому.
Позднее артист переключился на участие в антрепризе. Он играл в спектаклях «Заложники любви», где вместе с ним выходили на подмостки коллеги Наталья Егорова, Светлана Тома и Игорь Бочкин, «Все кончено, дорогой», «Не будите спящую собаку» и «Цветок кактуса». В последней постановке он играл вместе с Ириной Алферовой и Алексеем Паниным.
Позднее появлялся в спектаклях «Куколка», «Шашни старого козла», «Я вернусь». С артистами антрепризы Андрей Харитонов объездил всю Россию. Он побывал с гастролями в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале и в других регионах страны.
Личная жизнь
Кумир 1980-х не любил говорить о личном. Как настоящий мужчина, он никогда не называл имен возлюбленных, которых у него и в молодости, и на пике популярности было немало. Ходили слухи о его романе с Анастасией Вертинской, но сам актер утверждает, что этот «роман» был только платоническим. И эту возвышенную любовь к звезде он пронес через всю жизнь. Артисты в последние годы дружили и часто созванивались.
Последние пару десятков лет личная жизнь Андрея Харитонова была связана с женщиной по имени Ольга. Она одна из поклонниц звезды и никак не пересекалась с миром театра и кино. Ольга занимается компьютерными технологиями.
По словам актера, она мудрая женщина, с которой ему было просто и комфортно. Жена никогда не изводила ревностью и не требовала отчета о проведенном дне. Семейная пара жила в Москве. Детей у супругов нет. Но распространяться на эту тему артист не любил.
Харитонов говорил, что больше всего на свете любит одиночество. Поэтому иногда уединялся в одной из своих квартир, чтобы побыть в тишине и поразмышлять о жизни.
Смерть
В конце мая 2018 года Андрей Харитонов был госпитализирован в реанимацию столичной клиники. По информации, опубликованной в СМИ, состояние здоровья актера оценивалось как критическое. Хотя сведения о диагнозе не афишировались, предполагалось, что у Андрея Харитонова рак желудка. Он подвергался неоднократному хирургическому вмешательству.
Ранее Андрей интересовался состоянием своего здоровья, ради чего обратился за консультацией к врачу Лечебно-реабилитационного центра Минздрава на Иваньковском шоссе. Актер понял, что болен, после того, как появились непрекращающиеся боли в зоне эпигастрия.
23 июня 2019 года Андрей Харитонов скончался на 60-том году жизни. Близкие подтвердили долгую борьбу актера с болезнью, которая потребовала шесть операций, однако оказалась сильнее.
Фильмография
- 1979 – «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»
- 1980 – «Овод»
- 1982 – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
- 1982 – «Ассоль»
- 1983 – «Тайна «Черных дроздов»
- 1986 – «Конец операции «Резидент»
- 1994 – «Мастер и Маргарита»
- 2000 – «Романовы: Венценосная семья»
- 2007 – «Молодой Волкодав»
- 2011 – «Остров ненужных людей»
- 2012 – «Подпоручикъ Ромашовъ»
- 2014 – «Под прицелом»
Награды
- 1980 – Приз ЦК ЛКСМУ на ВКФ «Молодость-1980» в Киеве
- 1981 – Приз «Золотая Нимфа» за лучшую мужскую роль на МФТФ в Монте-Карло
- 1982 – Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко
- 1991 – Специальный приз в конкурсе «Кино для избранных?» на КФ «Кинотавр»
- 1995 – Приз жюри в номинации «Дебют» на КФ «Литература и кино»
- 2007 – Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству» Международного Союза Благотворительных Организаций Мира
- 2013 – Лауреат XXII Международного кинофорума «Золотой Витязь»