В грузинском курортном городе Кобулети вышли митинговать владельцы частных гостиниц и гостевых домов. Их основными клиентами были российские отдыхающие, доля которых в Грузии в скором времени резко сократится.
Об этом пишет «Московский комсомолец», отмечая, что теперь представители турбизенса просят от властей отсрочки по кредитам, которые накануне летнего сезона взяли многие местные жители.
С протестующими встретилась министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава и пообещала, что власти постараются смягчить возможные потери отельеров, которые, впрочем, остались недовольны встречей.
«Они говорят, что смогут привлечь туристов из Ирана и так далее. Кто к нам поедет из этих стран? Лапшу нам на уши вешают. Может кто-то и приедет, но это будет 5%, которые ничего не дадут. И если из Европы поедут, то они пойдут в дорогостоящие гостиницы, а средний частный сектор — страдает. Я в этом сезоне уже теряю около 10 тысяч долларов», – рассказал изданию организатор митинга Малхаз Хабази, владеющий в Кобулети небольшой гостиницей.
По его словам за обострением отношений с Россией стоят политики, а большинство грузин хотят дружбы между двумя государствами.
«Людей жалко, потому что их наказывают. Те, которые выступали на площади — они богато живут. А 90% населения — нет. Если будет возможность наладить авиасообщение, то многие захотят приехать. Многие туристы сейчас уехали, и мы старались их проводить как можно теплее, чтобы о нас у всех осталось хорошее впечатление. Я сам лично в России жил 10 лет и два года служил в армии — это моя вторая родная страна. У меня там много друзей и родственником. Мы все должны беречь друг друга», – заявил Хабази.
В свою очередь представитель туристического бизнеса Владимир Аспанидзе рассказал, что его компания в этом году потеряет половину дохода, но продолжает надеяться, что люди из РФ смогут приехать в Грузии.
«Я думаю, что люди из России смогут найти способ приехать к нам. Может быть, через Молдавию или Армению. Очень на это надеемся. Мы всегда жили дружно, а это все — политика», – сказал представитель турбизнеса.
При этом он не верит, что ситуацию сможет исправить турпоток из других стран.
«Наши связи устанавливались годами, и за несколько месяцев сложно это восполнить. Большинство гостей нашей страны были из России», – признает Аспанидзе.
Напомним, что Москва приняла решение прекратить авиасообщение с Грузией после того, как в Тбилиси напали на депутата Госдумы Сергея Гаврилова и начались антирусские бесчинства
В Грузии решили, что Россия «выпьет что угодно»
Объемы грузинского винограда для красного вина, производимого в Грузии, меньше объемов этой продукции, поставляемой в Россию.
На этот парадокс обращают внимание «Известия».
«Непонятно только, откуда берется виноград для 28,5 млн л красного грузинского вина, проданного в Россию в минувшем году. Площадь посадок самого популярного красного сорта «саперави» в Грузии составляет около 5 тыс. га. Этого объема недостаточно даже для покрытия экспорта в Россию, не считая других направлений грузинского экспорта — Украину, Казахстан, где красное вино также пользуется спросом. Не стоит забывать и о внутреннем рынке, где красное вино пьют хотя бы те же 1,4 млн туристов из России, посетивших гостеприимную страну в 2018 году», – отмечается в публикации.
В свою очередь бы ведущий аналитик ИЦ WineRetail Антон Носов убежден, что быстро увеличить объем производимого красного вина без фальсификации вряд ли получилось. Он напоминает, что во многих винодельческих странах существует надежный дедовский способ быстрого увеличения объемов производства – так называемое второе вино, когда оставшийся после полностью отжатого прессом винограда жмых повторно заливается самыми низкокачественными прессовыми фракциями сусла с добавлением сахара, после чего брожение запускается повторно.
«После этого искусный технолог, купажируя этот продукт с обычным вином — например, из белых сортов винограда, добавляя красители и подслащивая виноматериал, может получить вполне приемлемый для невзыскательного покупателя результат. Причем по лабораторным анализам эти «вина», как правило, всем требованиям соответствуют, воду в них могут и не добавлять, спирт получен естественным брожением, а анализы на искусственные красители достаточно дороги и не всегда используются», – говорит Носов.
А глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян говорит, что в Грузии производятся качественные вина, но лишь незначительная их часть доходит до российского рынка.
«Многие производители воспринимают российский рынок как возможность избавиться от стоков виноматериала низкого качества, да еще и заработать на этом. Насколько мне известно, Национальная дегустационная комиссия Грузии очень лояльно относится к качеству вин, которые экспортируются в Россию. Ни в Великобритании, ни в Китае вы такого некачественного грузинского вина, как в России, не найдете», – отмечает эксперт.
По его словам, такая ситуация может плохо кончиться и для рынка, и для грузинского виноделия.
«Вспомним 2006 год и высказывания некоторых грузинских официальных лиц про то, что Россия «выпьет что угодно». Нет, не выпьет. Хватит отношения к России как к винной стране «третьего мира». Собственная дегустационная комиссия для оценки входящего качества импортных вин должна работать в Москве. Только так можно гарантировать, что в страну не будет поступать фальсификат», – резюмирует Саркисян.
На днях Роспотребнадзор сообщил, что качество поставляемого в РФ грузинского вина ухудшается. «С 2014 по 2018 г. объем поставляемого в Россию некачественного грузинского алкоголя увеличился в 2,9 раза – до 203 000 л.», – говорится в сообщении ведомства.
Москва, Олег Кравцов