Генпрокуратура подготовила проект новой инструкции о порядке реагирования на обнаружение запрещенного контента в интернете. За подписью генпрокурора Юрия Чайки документ появился на федеральном портале нормативных правовых актов, пишет «Российская газета».
Издание отмечает, что проект обновленной инструкции, которой после утверждения предстоит руководствоваться сотрудникам надзорного ведомства, значительно расширяет понятия запрещенной и нежелательной информации, появившиеся в законодательстве в 2016 году.
Инструкция была переписана с учетом появления в 2019 году новых запретительных законов — прежде всего, из так называемого «пакета Клишаса». Они, напомним, предусматривают ответственность за распространение информации, которая «выражает явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции России или органам госвласти.
В число запрещенных и нежелательных также попали фейки, то есть «недостоверная общественно значимая информация, которая распространяется под видом достоверных сообщений и создает угрозу жизни и здоровью граждан». Особое внимание будет уделяться тем сообщениям, которые определят как несущие угрозу массовых беспорядков и нарушения общественной безопасности, а также угрожающие работе объектов жизнеобеспечения, транспорта и социальной инфраструктуры, банков, объектов энергетики, промышленности или связи. Разумеется, обновленная инструкция предусматривает реагирование на прямые призывы к массовым беспорядкам и экстремистской деятельности. Под это подпадают и призывы к участию в несогласованных массовых мероприятиях.
Также прокурорам предписано незамедлительно реагировать на появление информационных материалов от иностранных или международных неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории России.
Отдельно сказано, как в прокуратуру может поступить информация о появлении запрещенного контента в Сети. Из документа следует, что такие сведения могут быть направлены из всех органов власти — от федерального до местного уровня. Кроме того, включиться в информирование прокуратуры могут общественные организации и даже простые граждане. Информацию прокуроры могут получать как письменно (по почте, телеграфом, факсимильной связью или через тот же интернет), так и устно, например, во время личного приема. Для «сигналов от общественности» по поводу запрещенного контента в Сети на сайте прокуратуры может появиться специальный раздел. Все поступившие уведомления подлежат обязательной регистрации в системе автоматизированного информационного комплекса «Надзор».
В инструкции сказано, что по результатам рассмотрения уведомлений о нежелательной информации должно быть подготовлено требование в Роскомнадзор о принятии мер по удалению информации или по ограничению доступа к сайту, на котором она размещена. На подготовку требования отводится 10 рабочих дней. Но если в прокуратуре решат, что дело касается терроризма, экстремизма, опасных фейков и незаконных массовых акций, реакция последует незамедлительная, пишет «Российская газета».
Когда в прокуратуру поступит соответствующее уведомление, исполнителю предписывается сразу же проверить его достоверность: зайти на указанный в доносе ресурс, сделать скриншот интернет-страницы с указанием URL-адреса, времени и даты снимка. Следом надлежит исследовать сам сайт (на предмет возможного обнаружения других аналогичных нарушений), а если станет ясно, что запрещенная или нежелательная информация была скопирована с какого-то другого ресурса, предпринять те же действия и в его адрес. При необходимости может быть инициировано экспертное исследование с оценкой смысловой направленности информационного материала. Для этого будут привлекаться эксперты в области лингвистики, социальной психологии, религиоведения и других областей, а кроме того — специалисты из МВД, ФСБ, минюста и «других органов и организаций».
Если прокурор придет к выводу, что есть признаки преступления, материалы будут направлены в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Проект обновленной инструкции сейчас проходит стадию антикоррупционной экспертизы, следует из данных портала правовой информации.