О традициях, вообще, а также о традициях государственности, в частности. На примере Грузии и Ирана.
1. Кратко об Иране.
Иран — одно из древнейших государств на Земле, насчитывающее только по письменным источникам почти 5 тыс лет истории. В разные времена Иран переживал как пики своего могущества («Персидская империя»), так и падения, падал и вновь вставал, падал и вставал, преодолевая попытки ближних и дальних соседей завоевать, расчленить и подчинить, что продолжается и до сих пор.
Нет сомнения, что и сегодня Иран выстоит — хоть под тяжестью санкций, хоть под угрозой военного вторжения. Выстоит и вновь напомнит о своих имперских амбициях, для начала региональных, а там как карта ляжет. Такова миссия тех, кто изначально обладает имперским геном, который может исчезнуть лишь вследствие исчезновения своего носителя — народа Ирана.
Современный Иран есть следствие исламской революции 1978-1979 г.г., в результате которой страна избавилась от насквозь коррумпированного правления шаха Пехлеви, правившего в интересах западного (прежде всего, США и Англии) капитала, практически разорившего экономику большого государства. Страна вернулась к своим традициям, восстановила суверенитет и стала проводить самостоятельную региональную политику, хотя и не без крайностей. Также, уже в период развала СССР, началось восстановление отношений с новой Россией, сильно подпортившихся в период прозападной политики. Незамедлительно последовавшие санкции не остановили власти от взятого курса, что продолжается вот уже как 40 лет. Более того, жесточайшие санкции только усиливают Иран, уже бросивший открытый вызов США.
Таков Иран — во все времена мощное ближневосточное государство, имеющее тысячелетние традиции государственности и лишь в краткие периоды своей истории частично терявшее независимость и суверенитет.
2. Почему Грузия не Иран?
Здесь следует понять главное: несмотря ни на какие попытки рассказать о своей богатой истории (которая у Грузии, кстати, есть, хотя и слишком преувеличена), признаками состоявшегося государства являются не только лишь наличие определённого набора символов: герб, флаг, гимн, конституция, парламент, верховная власть и т. д., а прежде всего:
— независимость внешней и внутренней политики,
— экономическая самодостаточность
— способность самостоятельно противостоять любому внешнему воздействию и агрессии,
— умение признавать собственные ошибки и исправлять их,
— уважение к соседям как по «квартире» (в случае многонациональности), так и по внешним границам и дальше, особенно к тем, благодаря которым твоя страна существует в принципе,
— понимание своего истинного места и роли в современном мире.
Всего перечисленного выше, за исключением набора символов, у Грузии нет даже в первом приближении. Как показали последние события, то и сами грузины, к сожалению и вопреки некоему сложившемуся романтическому образу, нация крайне незрелая и неспособная в своей массе к адекватной оценке самоей себя.
Говорю «к сожалению», потому как даже в период кровавых событий 90-х годов, когда грузины в буквальном смысле пытались истребить своих соседей, с которыми жили веками, всегда делал скидку на кавказский менталитет, а также на то, что и сама Россия находилась на грани гражданской войны. Однако время показало, что я сильно ошибся: грузинская ментальность — это для Кавказа нечто особое, не вписывающееся не только в традиции, но даже и в простые человеческие отношения. Более того, как выясняется, грузины всегда были крайними националиставми на грани нацизма, что, в своё время, чуть не привело страну к полному исчезновению, а также к достаточно долгим раздумьям Российской империи: брать или не брать её под своё крыло.
Пожалуй, гуляющий по сети мем #странагабуния# наиболее точно характеризует происходящее, когда публично произносятся слова, за которые именно на Кавказе принято наказывать кровью и никак иначе. Слова, которые открыто и честно в Грузии не осудил никто и никто не извинился из властных структур, если они не считают себя символическими. Кроме дежурных и трусливых слов о радикалах и провокаторах, ничего более вменяемого.
Да что там власть, даже мать #габунии# Джульетта Вашакмадзе не осудила сына, будучи шокированной лишь реакцией на его слова.
Кстати, о матери (не #габунии#, а вообще).
На моём сайте есть великолепная статья-исследование моего товарища Петра Згонникова. Согласно исследованию автора, главным (ключевым) словом грузинского языка, во многом формирующем ментальность этого народа, является «дэда» — «мать»:
«Дэда (корень дэд) для грузина центр его мироздания, высочайшая земная ценность, объект заботы, ревностно оберегаемый от реальных и мнимых угроз. Жизнь женщины в понимании грузинского мужчины должна быть устроена так, чтобы она полностью могла посвятить себя рождению и воспитанию детей. Всё, что отвлекает её от назначенной природой миссии, сознанием грузина признаётся за вредное и отвергается, всё, что способствует, – приветствуется и поддерживается. На грузинке лежат две обязанности: безраздельно посвятить себя детям и обустраивать домашний очаг, подавая тем самым дочерям пример должного отношения к семейной жизни, а у сыновей формируя эталон правильной жены».
Автор, кстати, родился и вырос в Грузии, поэтому досконально знает, о чём пишет. Безграничное уважение к женщине-матери — вот основа, на которой всегда воспитывались грузины, осваивая свой родной язык, как никакой другой, наполненный словами с корнем «дэд».
Однако, как мне кажется, у этой стороны есть и оборотная медаль, которая, впрочем, также подчёркивает высшую роль матери в воспитании детей, вообще, и сына, в частности. Автор, к примеру, приводит такую грузинскую пословицу «Датесе тхили, амова тхили, рац арис дэда, ис арис швили» — «Посади фундук, вырастет фундук, – какова мать, таково и дитя» (аналог русской пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает».
Таких пословиц в грузинском языке масса, подчёркивающих важность воспитания матери, когда роль отца, как бы, находится в тени. Впрочем, отцам иногда тоже достаётся: «Дэда нахе, мама нахе – швили исе гамонахе» — «Посмотри на мать и на отца – и так суди о ребёнке».
Так что, привет Джульетте Вашакмадзе из глубин грузинского языка, первой телеведущей и заслуженной артистке Грузинской ССР, дожившей до преклонных 80-ти лет, но так и не понявшей не только позорной античеловечной сущности своего сына, но и своей ведущей роли в его воспитании.
В заключение, замечу: многие века эта небольшая православная страна, имея таких могущественных соседей, как османы и персы, жила во враждебном окружении и если бы не Россия, давно была бы полностью исламизирована. Достаточно сказать, что и сам грузинский язык наполнен словами-заимствованиями из языков соседей, как тюркскими, так и персидскими. К примеру, автор приводит (в форуме) такое привычно знакомое нам слово «Аллаверды» — приглашение к ответному тосту во время застолья, которое грузины считают чисто грузинским, даже не допуская мысли, что это сокращённая форма «Аллах верды» («Бог дал»).
Впрочем, вполне допускаю, что исламизация Грузии вполне могла бы быть благом, ибо тогда дни #габуний# были бы быстро сочтены. Иллюзий здесь быть не может.
Так что, Грузия — не Иран, главным образом потому, что когда-то этого не позволила Россия. Может и зря…
P.S.: как ни парадоксально покажется, но я вовсе не считаю, что процент «плохих» людей среди грузин чем-то отличается от других народов. Также, как не думаю, что есть страны плохие, а есть хорошие. А думаю я вот что: есть реальность и эту реальность необходимо воспринимать адекватно всем, всегда и во все времена. А также и своё реальное место как на карте Земли, так и среди окружающих тебя соседей.
Грузия, 2003 — 2019: