Самочувствие нашей валюты к осени определят итоги выборов на Украине и Twitter Трампа
Последняя пятница июля может стать «плохим днем» для рубля. Такое мнение «Российской газете» высказал эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.
По его словам, на динамику рубля окажет влияние несколько факторов. В частности, на следующей неделе должны быть опубликованы данные по внешнеторговому балансу, а также предварительные данные по ВВП США. «Однако по-настоящему в центре внимания будет оставаться полугодовая корпоративная финансовая отчетность, которая также должна пролить свет на вопрос, насколько курс доллара к мировым валютам дискомфортен для продаж таких транснациональных корпораций как Amazon, Johnson & Johnson, Halliburton, Intel и 3M», — считает он.
Эксперт полагает, что в середине недели рубль может усилиться до 61,90 руб. за доллар. Но в конце недели, после заседания по монетарной политики Банка России 26 июля, курс российской валюты с большой вероятностью развернется в противоположную сторону.
Вместе с тем, как заявил РИА Новости старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов, потрясений для рубля после заседания Центробанка ждать не стоит. Так как ожидаемое снижение ключевой ставки на 0,25 процентного пункта в краткосрочном плане нейтрально для его курса.
По мнению Суверова, давление на российские деньги может усилиться к концу года — если Центробанк «продолжит агрессивное смягчение» денежно-кредитной политики. Эксперт полагает, что сейчас для рубля более актуальны геополитические риски.
«Если санкционные инициативы будут заблокированы, то день, когда придут такие новости, для рубля станет наилучшим», — считает Сергей Суверов.
Тем временем, финансовые аналитики ожидают, что США могут ослабить доллар. Решение о девальвации американской валюты может принять Дональд Трамп, который уже не раз заявлял, что сильный доллар тормозит экономический рост в стране.
«Евро и другие валюты девальвированы по отношению к доллару, что ставит США в невыгодное положение. Процентная ставка ФРС слишком высока, вдобавок к смешному количественному ужесточению!» — прокомментировал он статью в Bloomberg о наплыве туристов в города Европы.
Раскритиковал Трамп и действия главы ЕЦБ Марио Драги который, по мнению американского президента, манипулирует курсом евро. «Марио Драги только что объявил о возможном дополнительном стимулировании, что сразу же снизило евро по отношению к доллару и несправедливо облегчило им конкуренцию с США. Им сходит это с рук в течение многих лет, наряду с Китаем и другими», — написал он в Twitter
Возмущение президента Штатов вызвало заявление Драги о возможном смягчении монетарной политики за счет снижения процентных ставок. А это обычно сказывается на курсе национальной валюты. Эксперты уже заговорили о начинающихся в мире валютных войнах.
Заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов отметил, что колебания курса рубля возможны, так как он уже несколько лет находится в «свободном плавании».
— Центробанк использует курс для коррекции внешних шоков. За счет курса он держит стабильность экономики, прежде всего, промышленности. Но это иногда наносит ущерб покупателям импортных товаров, если курс падает, и населению, и предприятиям, которые закупают импортное оборудование. Зато при падении курса снижается цена нашей продукции. Тогда экспортеры получают больше денег, компенсируют следствия той нестабильности, которая обычно связана с валютным курсом, когда и процентные ставки растут, и кредиты дорожают. То есть промышленность — это все. А покупатели продукции на втором плане.
Какие-то колебания могут быть и в связи с проблемами в американской экономике, которые нарастают. Что может повлечь меры Вашингтона, которые вызовут приток капитала в США. Штаты будут стимулировать приток капитала в свою экономику, чтобы ее поддержать. Это вызовет отток финансов с развивающихся рынков. Причем — в большей степени с тех рынков, где могут быть дополнительные шоки.
Для России, например, шоком может оказаться недавно анонсированный американским парламентом запрет на покупку новых выпусков государственных облигаций. Это не вызовет у нас финансового кризиса, но может сказаться на курсе рубля.
«СП»: — А насколько вероятны прогнозы об обвале рубля к концу года до 70 рублей за доллар?
— Сейчас рано об этом говорить. Может произойти очень много событий, которые трудно прогнозировать.
Надо дождаться хотя бы итогов выборов, которые уже в это воскресенье пройдут на Украине. Там сформируется какая-то властная конструкция. Станет понятно, насколько реально ожидать смягчения санкций со стороны Евросоюза и США по отношению к России? И удастся ли найти взаимоприемлемое решение по самой Украине?
Поэтому прогнозироваться до конца года сложно. Рубль может к концу года ослабнуть на 8−9%. То есть — примерно на 5 рублей. В ближайшие месяцы падение, полагаю, будет меньшим — примерно 3−3,5 рубля.
Доцент кафедры «Регулирование деятельности финансовых институтов» РАНХиГС Юрий Твердохлеб считает, что, скорее всего, на предстоящем заседании Совета директоров Центрального банка мы увидим очередное снижение ключевой ставки.
— Мнение многих коллег сводится к тому, что это будет достаточно существенное снижение по сравнению с предыдущим. Скорее всего, оно может составить 0,5 процентного пункта. Тогда это станет серьезным сигналом, что ситуация на валютном рынке России достаточно стабильная. Поэтому Центральный банк, по сути, переходит к политике стимулированию денежного спроса со стороны хозяйствующих субъектов. С тем, чтобы запустить экономические процессы и придать им определенный импульс.
Можно предполагать, что если ключевую ставку снизят, то это не приведет к девальвации российской национальной валюты. Рубль, скорее всего, будет стабилен. А те тенденции, которые мы сегодня наблюдаем, говорят даже о том, что курс российской валюты имеет некоторый тренд к укреплению. Ведь на фоне снижения на мировых рынках цен на углеводороды, высокой негативной курсовой динамики рубля не последовало. То же касается и ближайшей перспективы.
Если говорить об удаленной перспективе (примерно — до конца года), то мы видим интересную ситуацию на мировых рынках. В Америке активно говорят о возможном снижении курса доллара. Это связано с тем, что происходит в американской экономике. ФРС, скорее всего, ищет пути активизации внутреннего производства в США. Пытается активизировать внутренний спрос. В частности — за счет ослабления национальной валюты.
И в Европе ситуация неоднозначная. То, что мы сегодня видим в целом, — это взаимные уколы мировых валютных систем. Мы это на себе ощущаем. Но не думаю, что до конца года начинающаяся в мире валютная война может негативно сказаться на курсовой динамике рубля. Резких колебаний я не предполагаю. Ни в сторону ослабления, ни в сторону укрепления. Заметен паритет, который устраивает всех.
Сегодня в денежно-кредитной сфере более важные проблемы, связанные, прежде всего, с улучшением качества кредитных портфелей. А еще — опасные тенденции, в потребительском кредитовании.
«СП»: — Есть ли факторы, которые могут оказать существенное влияние на курс рубля? Например, возможные санкции Запада по нашему госдолгу?
— Что касается разговоров о санкциях по внешнему долгу России, каких-то других действий в отношении нашей страны, — все это носит затухающий характер в части их восприятия. Не думаю, что до конца года возникнут какие-то фундаментальные факторы, которые изменят мои предположения.
«СП»: — То есть к концу 2019-го 70 рублей за доллар, о которых говорят некоторые эксперты, маловероятны?
— Сегодня формирование курса рубля происходит преимущественно рыночными инструментами. Но в то же время у Центробанка достаточно ресурсов и рычагов влияния, чтобы эти колебания не носили спекулятивного характера. И Центробанк достаточно активно пресекает любые спекулятивные действия в отношении рубля.
Эти спекулятивные действия могут проявляться в неких псевдопрогнозах, тенденциозных аналитических обзорах, которые преследуют целью, прежде всего, взбудоражить участников рынка, толкнуть их на какие-то резкие действия.
В то же самое время понятно, что курс рубля связан с экономическими проблемами в российской экономике. Допустим, в 2014 году резкое колебание курса привело к тому, что доходная часть бюджета в рублях оказалась легко исполнена. Поэтому правительство смогло исполнить свои социальные обязательства.
Сегодня предпосылок к тому, чтобы правительству и Центробанку было выгодно резкое ослабление рубля, не видно.