Эпоха во времена Сталина оставила после себя очень много тайн. Одной из них является проект тоннеля. Согласно проекту власть планировала соединить Сахалин с материком.
Впервые о строительстве данного объекта заговорили в конце XIX столетия. Но тогда проект был признан экономически нецелесообразным. В следующий раз тема строительства тоннеля поднялась 1929-30 годах. Но и тогда нашлись отговорки.
Масштабное строительство
Более серьезно к этой теме подошли только в 1950 году. Инициатором выступил Иосиф Сталин. 5 мая 1950 года было принято секретное постановление Совета министров СССР о сооружении железнодорожной ветки «Комсомольск-на-Амуре — Победино», частью которой должен был стать сахалинский тоннель, а также резервной паромной переправы между Сахалином и материком. По словам создателей проекта длина путей должна была составлять 327 километров. По планам, уже к 1953 году объект должен был быть готов, а в эксплуатацию сдавать его планировали в конце 1955 года.
К сожалению, информации о ходе строительства сохранилось не так уж и много.
Николай Семенович Силиков, житель подмосковного Дзержинска, рассказал, что его и еще 32 человека завербовали на Дальний Восток. Все они были специалистами в сфере строительства. В октябре того же года их высадили в глухой тайге, в районе мыса Лазарева, на берегу Татарского пролива, который отделял остров Сахалин от материка. Руководство дало им четкую задачу — проложить тоннель под водой от материковой части к острову. Главным по работам был назначен генерал-лейтенант НКВД А. А. Ермолов. Начали с прокладки телефонного кабеля. Ермолов регулярно держал связь Сталиным, лично докладывая ему о ходе работ и заказывая необходимые стройматериалы.
Есть информация, что над строительством работали около шести тысяч бывших заключенных. Были среди строителей и вольнонаемные, в основном из городов Сибири. По-видимому, в строительство были вложены огромные средства.
Позже сюда прибыла тяжелая техника: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. В Японии заказали специальный энергопоезд. Платили строителям очень хорошо. По словам Силикова с первой своей получки он легко мог купить себе легковой автомобиль. Все шло по плану, и благодаря ударному труду строительство удалось бы завершить в рекордные сроки. Все изменила смерть Сталина. Сначала стройка была заморожена, а впоследствии, когда большинство строителей-зэков попали под амнистию, ее и вовсе свернули.
Зачем же Сталин занялся этим строительством до сих пор не понятно. Но вопрос и на сегодняшний день остается актуальным. По информации пресс-службы правительства Сахалинской области, оно может начаться в 2021 году. Источник