Россияне возмущены низким уровнем пенсий и увеличением пенсионного возраста. Размер соцобеспечения россиян даже ниже, чем в соседней менее богатой Беларуси, которая планирует вновь поднять его. Эксперты объясняют это социальной политикой российских властей, предусматривающей направление излишков профицитного бюджета на формирование финансовой «подушки безопасности» и реализацию национальных проектов.
На текущий момент пенсии в Беларуси почти в 2,5 раза превышает размер прожиточного минимума в стране, составив во многих регионах около 40% от средней заработной платы. С 1 августа 2019 года правительство республики планирует новое повышение пенсий на 6,6%. Притом, что год назад они уже повышались на 5,4%. В России, обладающей несравнимо большими ресурсами и финансовыми возможностями для социального обеспечения населения, пенсии пока составляют около 29% от средней зарплаты.
Экономисты полагают, что установить адекватный размер пенсионных выплат в России вполне возможно. Власти бравируют тем, что внешний долг государства сокращается, торговый баланс позитивен, а доходы бюджета значительно превышают расходы не только на федеральном, но и региональном уровне. Повышение пенсий могло бы погасить волну недовольства в обществе, вызванную недавним повышением пенсионного возраста.
Эксперты уверены, что для этого было бы достаточно изменить направленность социально-экономической политики государства. Однако, решением правительства все сверхдоходы от экспорта энергоносителей направляются на реализацию нацпроектов, хотя никто толком не понимает что это такое и каким образом они влияют на жизнь рядовых граждан.
Кроме того, «нефтяные» деньги активно накапливаются в резервный фонде, который должен стать страховкой властей на случай обострения отношений с Западом или социального взрыва внутри страны. Доходы населения неуклонно падают, инфляция растёт, давление налогов и обязательных платежей усиливается. Жизнью в России довольны лишь чиновники и олигархи, составляющие не более 1% населения.
Недовольство народа, влачащего нищенское существование, хоть и не выплёскивается в публичный протест, но сохраняется и накапливается. Любой инцидент может стать катализатором внутриполитических потрясений. Поэтому правительству было бы полезно сменить вектор политики и вспомнить о нуждах своего народа.