Электричество, газ, телефон, водопровод… мы редко задумываемся над тем, какое количество труда, ресурсов и технологий стоит за привычным повседневным комфортом. После апокалипсиса все это рухнет в одночасье.
Хорошо если вы умеете защитить себя, развести костер, построить жилище и добыть пропитание — это поможет выжить в новом мире, установившемся после глобальной катастрофы.
Но что дальше?
Лет пять назад мы уже обсуждали тему «Как выжить после Апокалипсиса», но давайте теперь свежим взглядом взглянем на эту проблему…
Все продукты, одежда, механизмы, бензин и прочее, доставшееся в наследство от развитой цивилизации, рано или поздно закончатся и придут в негодность. Неужели нас ждет новый каменный век, деградация и одичание? Или горстка людей, сохранивших силы и разум после катастрофы, все же сумеют по крупицам шаг за шагом восстановить все нажитое «непосильным трудом». Как помочь им пройти самым коротким путем и избежать уже знакомых ошибок, тормозивших прогресс человечества?
Оглавление:
- Многие ученые задумывались над тем, как хрупки наши технологические достижения и как можно помочь нашим потомкам, выжившим после крушения цивилизации, максимально быстро восстановить былое величие
- Английский астробиолог и научный журналист Льюис Дартнелл сделал попытку написать такое руководство.
- Прежде чем что-то строить, надо сперва не помереть с голоду.
- Без современного высокотехнологичного диагностического оборудования и эффективных лекарств продолжительность человеческой жизни может снизиться минимум в два раза.
- Неизбежно возвращение к истокам энергетики — водяным мельницам, ветрякам и паровым двигателям.
- Химия — это основа современного технического прогресса.
- Только рациональное мышление, только научный подход!
Многие ученые задумывались над тем, как хрупки наши технологические достижения и как можно помочь нашим потомкам, выжившим после крушения цивилизации, максимально быстро восстановить былое величие
«Энциклопедисты. Чтение у Дидро», картина Э. Мейсонье, XVIII век
Дени Дидро, автор объемного труда «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел», вышедшего в 1751 году, говорил, что главная задача этой книги — стать резервной копией всего человеческого знания, чтобы сохранить его для будущих поколений, если какая-нибудь катастрофа сметет человеческую цивилизацию, как это уже было с культурами Египта, Греции и Рима, оставившими после себя лишь развалины циклопических сооружений и разрозненные обрывки знаний.
За прошедшие пару столетий человечество накопило такой объем узкоспециализированной информации, что вместить ее под одну обложку стало невозможно. Километровые полки технической литературы, зеттабайты данных в интернете, миллионы статей с «Википедии» слабо помогут возрождающемуся человечеству — на то, чтобы усвоить всю эту информацию с нуля, потребуются тысячи лет.
Ричард Фейнман
Радикально иной подход предложил лауреат «нобелевки», американский физик-теоретик Ричард Фейнман. По его мнению, все человеческое знание можно уместить всего лишь в одной короткой фразе:
«Все вещи состоят из атомов — мельчайших частиц, пребывающих в постоянном движении, притягивающихся друг к другу, когда между ними есть небольшое расстояние, но взаимно отталкивающихся, если их сближать».
Это утверждение содержит в себе огромный конгломерат данных, которые становятся все шире и подробней по мере его вдумчивого распутывания. Однако, сколько времени потребуется постапокалиптическому ученому, чтобы выплавить свой первый металл, основываясь на «зерне знания» Фейнмана?
Очевидно, правильный ответ на вопрос «как помочь нашим потомкам восстановить цивилизацию после апокалипсиса?» лежит где-то посередине. «Стеклянная бутылка» с запечатанным посланием для будущих поколений должна содержать в себе не только теоретическое знание, но и конкретные способы, помогающие применить его на практике.
Английский астробиолог и научный журналист Льюис Дартнелл сделал попытку написать такое руководство.
Ее результат — книга «Цивилизация с нуля: что нужно знать и уметь, чтобы выжить после всемирной катастрофы».
Это не руководство по выживанию, как может показаться на первый взгляд. Из нее вы не узнаете, как отбиваться от толпы кровожадных зомби или как построить укрепленный бункер, защищающий от ядерного удара. Это также и не сборник инструкций по выращиванию картофеля и пшеницы (хотя, и они там тоже присутствуют), чертежей двигателей внутреннего сгорания и генераторов переменного тока.
Эта книга — попытка направить мысль любознательного человека в нужном направлении, дать ему опорные точки для углубления собственного знания и помочь понять, как связаны между собой разные отрасли науки и практической работы.
Льюис Дартнелл
Дорога человечества к нынешним достижениям технического прогресса была извилистой и тернистой. Ученые и изобретатели много раз заходили «не туда», попадали в тупики, шли к цели окольными путями. Огромная часть важнейших открытий, вроде закона всемирного тяготения или антибактериальных свойств пенициллина, совершались практически случайно, а многие важные технологии ждали десятки лет, прежде чем были применены на практике.
Дартнелл ставит своей главной целью — помочь человеку будущего постапокалипсиса избежать этих ошибок и идти к торжеству технической цивилизации наикратчайшим путем.
«Цивилизация с нуля» состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен важной отрасли человеческого знания, практически помогающей восстановить технические достижения цивилизации.
Прежде чем что-то строить, надо сперва не помереть с голоду.
Большая часть всех современных сельскохозяйственных культур — это гибриды или многократно модифицированные растения, выведенные тысячелетиями тщательной селекции. Вне парников и теплиц, без удобрений и питательных добавок, орошения и искусственного опыления они не продержатся в «дикой природе» и двух сезонов. Как только система промышленного сельского хозяйства со всеми ее агрономами, комбайнами и фабриками рухнет, мы лишимся примерно трех четвертей культурных растений.
Даже если нашим удачливым предкам, пережившим катастрофу, удастся добраться до Всемирного семенохранилища на Шпицбергене, которое скрывает в вечной мерзлоте посевной материал тысяч культурных растений от пшеницы и риса до редьки и свеклы, не многие из них смогут дать урожай с применением примитивных техник обработки почвы. В мире будущего постапокалипсиса человечеству придется по новой осваивать земледелие и выводить новые сорта полезных растений. Дартнелл приводит в своей книге рисунки плуга, серпа, косы, примитивной молотилки и других механизмов из прошлого, которые могут работать на конной или человеческой тяге. Сельскохозяйственная наука станет важнейшей из наук, а крестьянин — самым уважаемым человеком среди выживших.
Но самое важное — передать потомкам агрономические знания, без которых все эти инструменты бесполезны. Норфолкский четырехпольный севооборот, вошедший в широкий обиход в Англии XVIII века, дал старт настоящей агротехнической революции, и именно он поможет не помереть с голода в будущем. Эта технология подразумевает чередование высадки различных сельскохозяйственных культур (бобовые, пшеница, корнеплоды и ячмень), что позволяет не истощать землю и пользоваться одними и теми же полями без потери производительности на протяжении десятилетий.
Без внедрения эффективного сельского хозяйства и методов консервации пищи ни о каком дальнейшем техническом прогрессе речи быть не может. Если вам приходится с утра до вечера гнуть спину в поле, то вы вряд ли найдете время, чтобы заняться починкой чудом сохранившегося двигателя внутреннего сгорания, или поэкспериментировать со свойствами оксидов серебра, нужных для печати фотографий.
Без современного высокотехнологичного диагностического оборудования и эффективных лекарств продолжительность человеческой жизни может снизиться минимум в два раза.
Самые безобидные простуды, гриппы и воспаления аппендицита будут косить человечество так, как они делали это всего пару веков назад. С другой стороны, станет меньше плотность населения, а это снизит распространение инфекционных заболеваний и массовые эпидемии вряд ли в скором времени настигнут выживших.
Чтобы молодое человечество постапокалипсиса могло накапливать знания и опыт, успевая передавать его своим детям и внукам, прежде чем погибнуть от какой-нибудь случайной царапины, ему понадобится более-менее адекватная медицина. Человечеству нужно будет знать на практике, как получить спасительные антибиотики из плесени, как синтезировать анальгетики, снимающие боль, как бороться с холерой и проводить простейшие хирургические операции с анестезией. Особое внимание следует уделить акушерству и родовспоможению, которым придется стать ключевой отраслью врачевания, чтобы восстановить человеческую популяцию.
Самые важные знания, которые помогут перепрыгнуть выжившим через века от Гиппократа до кардиохирургических роботов — это понятие о гигиене и возбудителях болезней. Знание о бактериях и микробах, вызывающих разные болезни, начавшее формироваться после открытий Левенгука в XVII веке, в итоге кардинально изменило статистику смертности, а привычка к мытью рук с мылом («Цивилизация» расскажет вам, как его варить) и использованию чистой питьевой воды помогли избежать эпидемий холеры и чумы.
Неизбежно возвращение к истокам энергетики — водяным мельницам, ветрякам и паровым двигателям.
К началу XXI века жадное человечество выкачало из своей планеты уже все легкодоступные углеводородные ресурсы. Теперь недостаточно просто воткнуть трубу в землю, чтобы из нее потекла нефть, или выкопать карьер для добычи каменного угля. Энергия становится все дороже и достается с каждым годом все труднее.
Поэтому человеку постапокалипсиса придется возвращаться к «истокам» — водяным мельницам, ветрякам и паровым двигателям. Лошади и быки снова вспомнят что такое упряжь и ярмо, а чтобы съездить к бабушке на каникулы через Ла-Манш, английским деткам придется учиться работе с парусами.
Но и сложную технику, доставшуюся в наследство от предков, еще можно будет оживить. Во время Второй Мировой войны в условиях жесточайшего дефицита бензина сотни тысяч автомобилей в европейских странах были переведены на топливо из пиролизных газов, получаемых от сжигания древесины. Другими альтернативами станут этиловый спирт, получаемый путем перегонки продуктов брожения, или рапсовое масло.
Когда все автомобили заржавеют, придется восстанавливать станкостроение и точить новые цилиндры для двигателей внутреннего сгорания, когда сломаются все солнечные батареи, люди снова изобретут электрогенераторы и научатся строить плотины ГЭС. Путь, проделанный от колеса до поезда на магнитной подушке, станет гораздо прямее, если человечество будет знать, в какую сторону нужно двигаться.
Химия — это основа современного технического прогресса.
Почти все конструкционные материалы: металл, пластмасса, бетон и многое другое получают с помощью управляемых химических реакций. В постапокалиптическом мире не будет огромных химкомбинатов и бесконечных железнодорожных составов с реагентами, но простейшие производственные цепочки можно освоить с нуля.
Самым опытным из выживших придется вспомнить, как получать известь и стекло, нужные для строительства высоких сооружений (все небоскребы современных городов, если только они уцелеют после ядерной войны, рухнут в течение ближайших 100 лет после всемирной катастрофы), как синтезировать органические кислоты, щелочи и ацетон, а также креозот для защиты деревянных конструкций.
Способность получать вещества и материалы с заданными свойствами — это неотъемлемое условия развития человечества. Когда у природы не хватает «фантазии» сделать продукт с нужными качествами, человеку приходится создавать его искусственно. И чем сложнее будут становиться технологии, тем больше таких веществ понадобится.
Только рациональное мышление, только научный подход!
Как только обезьяна встала на две ноги и спустилась с дерева на просторы саванн, она встала на путь технического прогресса. От палки-копалки через каменные наконечники стрел, бронзовые булавы, колесо, парус, печатный станок, паровой двигатель до современных компьютеров и полетов на Луну, на самом деле, прошло не так уж много времени — каких-нибудь несколько сотен тысяч лет.
Но стремление к научному познанию всегда спорило с иррациональными представлениями об окружающем мире — народная медицина, религиозные культы и страхи перед неизведанным мешали человечеству двигаться вперед. Только рациональное мышление и критический анализ смогут удержать человечество от падения в пропасть деградации и темноту суеверий.
Чтобы добиться технического прогресса, человек будущего должен возвести в культ научный подход к познанию мира, сделать научный эксперимент королем доказательств и освоить нужные разделы теоретической математики, физики и химии, сохранить (или изобрести) свою систему мер длины, массы, времени и температуры, создать свои эталоны и «Палату мер и весов» и, в конце концов, освоить книгопечатание и системы коммуникаций вроде письма и телеграфа, чтобы накапливать и эффективно передавать знания будущим поколениям.
Но даже, если вам повезет не дожить до апокалипсиса или эта ценная книга сгорит в ядерном пламени вместе с томиками Тургенева и рассказами Ирвина Уэлша на вашей полке — она все равно будет полезной. В «Цивилизации» Дартнелла можно найти массу занимательных фактов, по-новому открывающих привычный нам окружающий мир и наши взаимосвязи с ним.
Кроме этого, «Цивилизация» — отличный повод лишний раз задуматься о хрупкости нашего бытия и ценности маленьких незаметных достижений, складывающихся в мощное тело человеческого прогресса.