Образ басмачей как до зубов вооруженных азиатов в чалмах и халатах, навязанный обывателю советским кинематографом, не соответствовал действительности, что подтверждается историческими документами, которые опубликованы в СССР еще в 60-х годах. Тем не менее, многие особенности басмачества как протестного движения широкой огласке предпочитали не предавать.
Оглавление:
Невооруженные бандиты
По этимологическому словарю Фасмера, термин «басмач» произошел от тюркского слова «басма» («налет»), смысловое толкование данного социального статуса – «налетчик, разбойник». Вместе с тем, далеко не всегда эти налетчики были вооружены. В материалах сборника «Из истории гражданской войны в СССР. Документы и материалы. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане» говорится, что в 1919-1920 годах в боях Красной Армии против басмачей в Ферганской долине зачастую в качестве трофеев красноармейцам доставалось только несколько винтовок. Так по итогам одного из сражений при 23 убитых повстанцах оказались только одна винтовка Мосина, две берданки и столько же охотничьих ружей. В последний день 1920 года в районе киргизского города Сулюкта красноармейцы разгромили отряд басмачей, уничтожив свыше ста человек. Те были вооружены пятью трехлинейками, несколькими берданками, револьверами и гладкоствольными ружьями.
«Басмачей» придумали красные?
Сбежавший из Туркестана в 20-летнем возрасте в Афганистан Абдулхамид Кочар (на момент беседы с узбекским исследователем темы басмачества Бахтияром Шахназаровым аксакалу исполнилось 100 лет) говорил, что «басмачи» – это «проект» русских, проводивших насильственную советизацию Туркестана. По словам Кочара, эмиссары советского правительства специально обряжали представителей сочувствующих новой власти дехкан «под басмачей» и посылали на ночные грабежи домов простого народа. Старожил заверял: основная масса повстанцев Средней Азии были борцами за национальное освобождение, а не бандитами – они протестовали против продразверстки и конфискации имущества у дехкан.
Курбаши сотрудничали с гитлеровцами
Авторы исторических исследований Александр Пылев («Басмачество в Средней Азии: этнополитический срез (взгляд из XXI века)») и Ильяс Дауди («Большая игра в Афганистан») описали историю жизни и борьбы с советской властью одного из лидеров туркестанского басмачества Махмуд-бека (Курширмата), в 1921 году эмигрировавшего в Афганистан. Махмуд-бек, чей отряд в начале 20-х годов был выдавлен Красной Армией на территорию Северного Афганистана, оставил на советской территории разветвленную агентурную сеть. Полученную от осведомителей информацию он продавал иностранным разведкам, нажив тем самым приличное состояние. Гитлеровцы в начале Великой Отечественной войны привлекли курбаши к сотрудничеству в качестве руководителя шпионской организации абвера «Унион». На расширение шпионской сети и вербовку агентов на территории СССР ему выделили крупную сумму. Впоследствии абвер поручил Махмуд-беку подготовку диверсионных групп для заброски в Советский Союз.
Юрий Тихонов в книге «Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию» пишет, что советской разведке удалось перевербовать Махмуд-бека, который за деньги готов был служить какому угодно правительству. В результате совместных действий разведок СССР и Великобритании удалось парализовать деятельность германских и японских спецслужб в Афганистане. Афганское правительство после побед Советской Армии под Сталинградом и Курском ликвидировало у себя в стране агентуру Абвера и Японии.
Действовали и после Гражданской войны
Басмачество как организованное движение прекратило свое существование только 1938 году со смертью последнего лидера-курбаши Джунаид-хана, пытавшегося из Афганистана руководить отрядами басмачей, которые в 30-х годах неоднократно совершали вылазки на территорию советской Туркмении.
Николай Сыромятников