Последние полтора-два года лет отечественный рынок (как, впрочем, и зарубежный) приходит в себя после затяжного кризиса. В экстремальных условиях кризиса, который затронул все сферы хозяйственной деятельности человека, для всех предприятий особенно остро встал вопрос об их ликвидности. Компании ощутили резкое ограничение своих финансовых возможностей, хотя платёжные обязательства остались прежними.
В подобных условиях, которые мы наблюдаем и сегодня, грамотное управление ликвидностью предприятия остаётся одной из приоритетных задач. Кстати, ликвидность предприятия подразумевает регулярное и грамотное предоставление отчетной документации, например, такой как бланк формы 4-ФСС, особенности заполнения которого вызывают некоторые сложности у сотрудников предприятия. Как сказано здесь, бланк 4-ФСС остается неизменным с 2017 года и в дальнейшем меняться вряд ли будет, поэтому достаточно единожды изучить особенности его заполнения.
Показатели, рассчитывающие ликвидность, важны не только для инвестиционных компаний, но и для государственных органов, которые обязаны регулировать хозяйственные отношения в рыночных условиях. Анализ ликвидности лежит в так называемом механизме банкротства – одним из основных государственных инструментов по регулированию рынка.
Однако, следует отметить, что существующие на данный момент методики расчёта этого анализа были разработаны западными экономистами, и чаще всего, не приспособлены к реалиям отечественного рынка. К примеру, некоторые критические показатели расчёта ликвидности возможны лишь в условиях стабильного рынка и низкого уровня инфляции, что характерно для западного рынка, но никак не для нашего рыночного пространства.
Управление ликвидностью в рамках отдельного предприятия включает в себя два основных критерия – доходности и ликвидности. В случае угрозы не ликвидности того или иного предприятия критерий ликвидности выходит на первое место, и по этому критерию проводятся соответствующие меры. Когда существование предприятия находится под вопросом, то на поддержание его ликвидности и платёжеспособности направляются дополнительные средства.
Если же у компании есть свободные средства в обороте, то проблема ликвидности отходит на второй план, и больше внимания уделяется критерию доходности. К примеру, свободные денежные средства могут быть направлены в краткосрочные или долгосрочные инвестиции. Эти средства также могут быть временно вложены в покупку ценных бумаг или предоставлены как краткосрочные займы. Если же ситуация в компании относительно стабильна, и нет ни подобных рисков, ни свободных средств, то часто возникает вопрос, куда направлять средства: в ликвидность или в доходность. Решение зависит от значимости обоих критериев для компании на данный конкретный момент.