В Эльблонге польские власти подписали с подрядной организацией контракт на строительство судоходного канала через Балтийскую (Вислинскую) косу. Польша видит в этом избавление от необходимости платить России за проход судов через её территориальные воды, но экологи крайне взволнованы этим проектом. Для экологии региона он не сулит ничего хорошего.
Окупаемость амбициозного проекта растянется на десятки лет, его строительство оценили в кругленькую сумму – приблизительно 465 миллионов евро. Длина будущего канала составит 22 километра, а ширина – 1,3 км. Также планируется насыпать остров в Вислинском заливе.
В Польше давно рассматривали необходимость прорыть канал в Балтийской косе, так как польский порт Эльблонг лишен прямого сообщения с Балтийским морем. Единственный выход из залива, образованного Балтийской косой, расположен в российских водах рядом с Калининградом.
На сегодняшний день Польша ежегодно платит России 5 миллионов долларов за право прохода своих кораблей через российский пролив. Кроме того, полякам приходится еще и согласовывать свои действия с русскими, что порядком их раздражает.
Против строительства канала выступает Россия, объясняя свою позицию экологическим аспектом. Балтийская коса образует залив, польская часть которого называется Вислинским, а другая Калининградским заливом. Рядом с Эльблонгом прорыт Эльблонгский канал – рукотворный водный путь протяженностью в 150 километров. Он впадает в Вислинский залив и объединяет множество озер в окрестностях Илава и Оструда (Илавское поозерье) в уникальную экосистему. В самом заливе также сложился свой микроклимат с особенностями флоры и фауны. Будущий канал грозит смешиванием соленой и пресной воды, что непременно скажется на экосистеме Илавского поозерья и Вислинского залива.
Польская власть не согласна с российскими доводами против строительства, а также обращает внимание на то, что Россия тоже любит пренебрегать экологией, когда речь заходит о материальной выгоде. Проект убивает сразу двух зайцев – дает порту Эльблонг независимость от России и делает его международным, что в свою очередь приведет к увеличению пропускной способности и росту товарооборота. На этом фоне экология отступает на второй план.
Видео по теме: